Барышни и дуэлянты

В городе Павлове — одном на всю Россию, сберегли старинную птичью забаву — гусиные бои. Состязания проводятся неизменно в третье воскресенье марта. Мартовские бои гусаков — это не людская прихоть, а все та же природа. Она диктует птице: пора приниматься за продолжение рода. А род гусаку надо продолжить непременно с “любкой” — любимой гусыней. Вот ее-то и надо отстоять в борьбе с чужаком.

Гусятники – народ фанатичный. К ристалищу готовят своих подопечных с полной серьезностью. Если не соблюсти целый ряд условий, гусь просто не пойдет драться. Одно из них – непременное присутствие «подруг».

С первых морозов гусятник тайком ходит к хлеву подслушивать, о чем гогочут меж собой птицы. Задача – выявить не только вожака, но и его «фаворитку», чтобы в день боя «дама сердца» была рядом.

Гусиные бои – древнее развлечение. Однако в восьмидесятых годах XIX века губернаторским повелением они как «дикая варварская забава» были запрещены. Но вопреки запрету бои по-прежнему проводились, только уже тайком. Гусиные сшибки лишены жестокости корриды и собачьих боев – крови на снегу не бывает. Вся потеря-то гусака – один-два перышка. И проигравший, и победивший остаются целехонькими и здоровехонькими. Им род продолжать да год следующей битвы ждать.

Крупные центры гусиных схваток прежних времен знатокам хорошо известны: Москва, Тула, Калуга, Рязань, Тамбов, Нижний. И об именитых гусятниках память сохранилась. В Москве – Куликов, в Нижнем – Ремизов и Скатов.

Признанный бойцовый гусь — тульский. Из сорока разных пород, выведенных человеком, этот ближе всего стоит к диким гусям. Оттого он и сохранил природный инстинкт к первенству в стае. Весят эти гуси около 7 кг. Каков боец!

Итак, к назначенному часу гусятники в специальных ивовых корзинах привозят бойцов с гаремами. Хозяева выносят на ристалище самцов; рядом уже яростно гогочут четыре-пять гусынь – “группи” по-современному. Несколько секунд бойцы присматриваются друг к другу и вдруг сцепляются в жестокой схватке.
Гусиный бой только с виду прост. Вот сцепились два гусака… Гусыни не умолкают, подзадоривают. Если гусаки молоды — “переходники” (двухлетки), то бой динамичный, но бестолковый. Он и заканчивается быстро. Чем опытнее гуси, тем тоньше бой. Сшибка иногда больше часа идет. Гоготанье, шипенье, возня, переплетение гусиных шей, глухой стук массивных тел, чирканье твердых крыльев по насту… Неповторимая какофония!
За боем следит судья – опытный гусятник. Его слово – закон, никто даже в спор не вступит.

У схватки есть запрещенные приемы. Нельзя долбить голову противнику и хвататься за ноги. Обычно гусаки впиваются друг другу в изломы крыльев и начинают давить на болевые точки. Не знаю, правда ли, нет ли, но гусятники говорят, что они сами чувствуют эту боль, но терпят, а уж как совсем невмочь, то и гусак с поля боя бежит.
У гусятников есть свои секреты. Никто вам никогда не скажет, чем он кормит гусака перед схваткой. То, что морковкой или капустой, так это вы и в журналах прочесть можете. В старину для зла гусакам сырую говядину давали. Пример этот и сейчас жив — сырой печенкой кормят. Мудрые гусятники мягкими пряничками балуют, считают, что сахар мозгу нужен. Какой-никакой, а ведь есть. Гусь не только храбростью и стойкостью должен брать.
В день гусиных боев все женщины округи знают, что мужики пошли душу отводить. Без азарта мужик жить не может. Заряжается он гусиной потехой почитай на год, до следующей сшибки.

Вячеслав Федоров
Фото Владимира Андриянова



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest