Мы возвращаемся к природе

14.12.2004 | Интервью

В другой жизни и другой еще стране, где командировки по тревожному письму постоянно звали в дорогу, судьба забросила меня в Архангельский район Башкирии. Именно тут и поняла: «райские кущи» существуют.

Солнечные брызги – по высоким кронам, по многоцветью, устлавшему плавные холмы, на каждой былинке дремлет затейливая живность – бабочка, кузнечик или божья коровка, земляника кажется обманом зрения – столько бывает лишь на лубочных картинках. И самое потрясающее ощущение: забываешь, что живешь в стае. Потому что существуешь на уровне запахов луга и леса, стрекоты в траве, трелей и уханья птиц, и это счастье. Сто лет прошло с тех пор, и сто лет как хочется вернуться и все повторить.

Моя собеседница, Наталия Лащенко, эксперт-координатор Межрегиональной ассоциации по социально-экономическому взаимодействию малых и средних городов России «Муниципальное экономическое развитие», смеется и ставит совершенно не оригинальный диагноз: крайняя степень индивидуализма. Это не страшно – каждому нормальному человеку порой хочется тишины и одиночества. Наталия и лекарство предлагает: деревенский, или, как его называют профессионалы, агротуризм. «Заранее согласна, это здорово… Но не для меня все это: я люблю комфорт, чтоб вода горячая, чтоб в душе не ржавые трубы и тараканы…» Но Наталия – девушка серьезная и упертая: она знает, как это работает «там», и знает, что нужно сделать у нас здесь. И убеждена – очень скоро без агротуризма люди просто не будут мыслить своей жизни.

– В 60-е на Кипре были еще земляные полы, а сегодня – сплошь виллы. В Италии уже в 1999 году 2 млн. агротуристов в год приносили стране 340 млн. долларов дохода! Ведь Запад обратился к агротуризму не от хорошей жизни: их сельский производитель на международном рынке потерял конкурентоспособность, поэтому срочно нужно было произвести реструктуризацию аграрного сектора – причем так, чтобы и людей оставить в привычных условиях жизни, и миграции избежать. Даже в Польше тем, кто плавно переходит от сельхозпроизводства к агротуризму, государство предоставляет ссуды. В наше время есть все возможности для устранения любых трудностей – будь то отопление, выпечка хлеба, не говоря уж о таких мелочах, как внешний антураж – было бы желание и фантазия.

Да меня особо и убеждать не нужно, что это хорошо. Теоретически. Но где все это работает не на уровне идеи – куда ехать посоветуете?

– Наша ассоциация туризмом не занимается, у нас нет такой базы данных. Мы работаем с местными администрациями, которые этот туризм рассматривают стратегически. Хотите конкретный адрес – обращайтесь в турфирму, такую, как «Четвертая власть», и вам подскажут, где есть пруд с карпами, где старинная усадьба с озером, где можно пойти в ночное, где – побродить по древним развалинам, а, вернувшись под хозяйскую крышу – сразу в баньку и – чайку из самовара…

– И с крыжовенным вареньем?

– Да хоть из спелой мякоти чилийского кактуса! Идея-то не нова – пансионы, таверны, сельские гостиницы существовали испокон века. А в России всегда была еще и традиция дач на сезон. Любой туристический ресурс состоит из двух компонентов – природного и историко-культурного, которые есть везде, за исключением патологических случаев типа промышленных зон. Да и эти края, в принципе, перспективны для экстремалов-сервайверов… Создать туристический объект можно, где угодно: Лас-Вегас построен на перекрестке дорог в голой степи. А у нас в стране ничего особого и придумывать не надо, все есть, кроме, может, дорог и привлекательных гостиниц – но это такая мелочь! То, что к нам на семинар изъявили желание приехать представители 40 муниципальных образований, говорит о том, что люди прикинули свои возможности и готовы включиться в процесс.

– Подразумевается, что агротуризм дешев?

– Да, он потому так и живуч, что его микроэкономическая модель малозатратна. Любой отель приходится содержать во время простоя – сохранять персонал, обеспечивать жизнеспособность здания. А хозяин сельской гостиницы живет себе в собственном доме и, знай, гостей принимает.

– Сейчас вы рассуждаете с точки зрения потенциального хозяина. А если с моей, клиента, точки зрения?

– Агротуристический продукт везде ориентирован на средний класс: людей, которые не живут на два дома – не могут они позволить себе дачу, которая 10 месяцев в году пустует. А так: сел человек в машину, притопил педаль и – вжжик куда-нибудь в деревню! Но – не к родственникам, не к тетке, а на свободу, куда глаза глядят… И тут есть один важный момент: без информационной базы этот сектор туриндустрии не живет. Имеется в виду не бабушка, которая выходит к поезду с плакатом «Сдам комнату». В некоторых странах существуют ассоциации агротуристических хозяйств, где-то это государственные агентства, кое-где – частные компании, единой модели нет, есть только общая функция. Вот мы и расскажем представителям муниципальных образований обо всех тонкостях этого дела, а их, поверьте, немало, как в любом бизнесе. В том, что у них получится, я совершенно не сомневаюсь: наши люди очень креативные, цепкие и оборотистые, и жить они хотят красиво и хорошо. А уж тогда вас, клиентов, из сельской местности никакими калачами не выманишь!

Светлана Лейкина



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest