Курортная жемчужина России

За годы губернаторства Александра Ткачева Кубань стала считаться не только «житницей России», но и настоящей курортной «жемчужиной». Достаточно сказать, что в прошлом году на Кубани отдохнули 10 миллионов человек. А в этом, 2006 году, отдыхающих будет еще больше – причем значительно.

Сейчас Краснодарский край серьезно борется за право Сочи стать сто-лицей зимних Олимпийских игр 2014 года. И открывшийся 29 мая в Сочи шестой Всероссийский форум «Здравница», организованный по инициативе главы администрации Краснодарского края, является не только «смотром достижений» в развитии курортного дела, но и одним из этапов подготовки к Олимпиаде.

– Александр Николаевич, в период, когда вы только возглавили краевую администрацию, (это произошло в 2001 году. – Прим. авт.), рейтинг многих здравниц был достаточно низок. Что изменилось за эти годы на курортах?

– Эти изменения отмечают как наши друзья, так и конкуренты. К открытию каждого курортного сезона сдаются под ключ новые средства размещения, набережные, аквапарки, центры развлечений, предлагаются интереснейшие экскурсии, современные методы лечения и оздоровления. В подтверждение своих слов приведу несколько цифр. В 2003 году на курортах Краснодарского края отдохнуло около пяти миллионов человек, в 2005 году – уже 10 миллионов. Доходы отрасли за этот же период «подросли» с 1,6 мил-лиарда рублей до 2,4 миллиарда. Частные мини-гостиницы и индивидуальные средства размещения появляются, как грибы после дождя. Сегодня емкость частных коттеджей, мини-гостиниц и пансионатов уже превысила количество койко-мест в традиционных здравницах.

Естественно, все это не упало нам с неба. Главное – удалось изменить психологию работников отрасли. Сегодня не нужно никого убеждать, что наполняемость здравницы напрямую зависит от имиджа курорта в целом. Мало навести порядок, к примеру, только на территории своего санатория, ведь знакомство туриста с курортной местностью не ограничивается рамками лечебного учреждения.
Конечно, мы использовали не столько «кнут», сколько «пряник», добиваясь поставленных целей. Так, краевая администрация активно поддержала инициативу мэра города-курорта Геленджика Сергея Озерова, который одним из первых стал благоустраивать городскую набережную. Ежегодное краевое совещание, посвященное подведению итогов работы отрасли за курортный сезон, мы специально провели в Геленджике. А перед началом заседания всем главам городов и районов предложили пройтись по новой набережной: «Смотрите, учитесь».
Сегодня прекрасные подходы к морю есть не только в курортных городах. Каждый поселок, станица или село на Черном и Азовском морях считают делом чести иметь собственную благоустроенную набережную. Идет неформальное соревнование между главами городских и сельских поселений, у кого главная улица окажется краше.
Теперь мы решаем иные задачи: предоставляем пляжные территории в аренду по конкурсу. Убиваем сразу двух «зайцев»: пляжи обретают рачительного хозяина, бюджет – дополнительные налоги. Не остаются внакладе и арендаторы – они зарабатывают «на хлеб с маслом» на предоставлении услуг, сохраняя проходы на пляжи бесплатными. Это наше обязательное требование.
Можно приводить десятки примеров, когда правильно сформированная политика в области курортов и туризма дает ощутимые результаты. Хочу подчеркнуть: нами разработан стратегический план развития отрасли на ближайшие годы и перспективу. Предприятия курортно-туристического комплекса края активно включились в программу классификации средств размещения. Мы убеждены, без четких критериев оценки качества услуг невозможно эффективное продвижение турпродукта.

– Сегодня у нас шутят: если россиянин хочет поднять бизнес – он ищет знакомства в Москве, если хочет сделать карьеру – ищет знакомых в Санкт-Петербурге, а если он хочет хорошо отдохнуть, то находит знакомых в Краснодарском крае. Вы согласны с такой постановкой вопроса?

– Во-первых, хороший знакомый, как вы говорите, не помешает нигде. Процитированная вами «народная мудрость» устарела.
Во-вторых, на Кубани сегодня можно успешно делать и карьеру, и бизнес, и, конечно, отдыхать. Нам хочется, чтобы у россиян (и не только) наш край воспринимался не только, как «всероссийская житница и здравница», но и как самая перспективная инвестиционная площадка. Для этого у нас есть все: и масса разнообразной сельхозпродукции, нуждающейся в современной переработке, и уникальные рекреационные зоны с месторождениями природных минеральных вод и лечебных грязей, и достойная транспортная система (морские порты, аэропорты, сеть ж/д и автодорог), и, самое главное, – благоприятный инвестиционный климат.
Наши инвестиционные проекты весьма привлекательны для внутренних и внешних инвесторов. В 2004 году объем привлеченных инвестиций в развитие санаторно-курортной отрасли Краснодарского края превысил 350 миллионов долларов. Только в рамках международного экономического форума «Кубань-2005» мы подписали соглашения в сфере курортно-рекреационного комплекса на сумму 520 миллионов долларов. Напомню, что Краснодарский край входит в семерку российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками. Мы занимаем второе место в рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере инвестиций.
В крае действует программа сопровождения инвестиций, как на начальном, так и на последующих этапах. Каждый инвестиционный проект снабжается полным пакетом землеустроительных документов, согласований и разрешений, необходимых для начала строительства. Есть в этом пакете и документы для подключения к инженерным коммуникациям и транспортной инфраструктуре.
Кроме того, каждый руководитель департамента несет персональную ответственность за тот или иной проект. Например, сегодня на контроле де-партамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края находятся 12 приоритетных инвестиционных проектов.
Нас иногда упрекают, что новые гостиничные комплексы ориентированы на потребителя с достатком выше среднего, а отдых эконом-класса по-прежнему остается на уровне времен развитого социализма. Но в любой отрасли развитие происходит за счет появления так называемых «точек роста». В туристском бизнесе локомотивом высокой культуры обслуживания и воспитания профессиональных кадров являются именно «высокозвездные» отели. Показывая, как можно и нужно работать с клиентом, они заставляют и соседей не стоять на месте.

– Администрация Краснодарского края сейчас проводит большую пиар-кампанию по продвижению Сочи как города – хозяина Олимпийских игр 2014 года…

– Мы действительно используем все шансы, чтобы зимняя Олимпиада состоялась именно у нас. Сочи, готовясь к Олимпиаде, получит совершенно обновленную инфраструктуру, такие объекты, которые превратят его в курорт международного уровня. Все это напрямую отразится на увеличении туристических потоков в Сочи. Для победы в олимпийской гонке есть все предпосылки. Во-первых, Сочи – уникальное место на земле. Сочетание горного ландшафта и морского побережья не может предложить ни один из конкурирующих городов. Во-вторых, курорт предлагает инфраструктуру с «чистого листа», полностью отвечающую самым современным требованиям. К настоящему моменту уже разработана генеральная Концепция Игр. Наш план включает 15 спортсооружений, сгруппированных в два спортивных ядра. Две Олимпийские деревни обеспечат максимум удобств спортсменам. Одна деревня – на побережье, другая – в горах. Среднее расстояние от деревни до объектов на побережье всего шесть километров, от горной деревни до объектов – в среднем пять километров. МОК ориентирован на проведение компактных и, соответственно, эффективно управляемых зимних Игр. Мы максимально удовлетворяем запросы Международного Олимпийского Комитета.
Правительство Российской Федерации в сотрудничестве с заявочным комитетом Сочи-2014, администрациями г. Сочи и Краснодарского края разработали концепцию федеральной целевой программы «Развитие г.Сочи как горноклиматического курорта». В рамках этой программы создается вся необходимая инфраструктура. Фактически ФЦП является гарантией правитель-ства реализации заявленных перед МОК планов.

– Какие объекты построят в двух Олимпийских деревнях, согласно этой концепции?

– Предполагается строительство малой и большой ледовой арены, арены для керлинга, ледового дворца, пресс-центра и Международного телецентра. Для проведения соревнований на открытой местности планируется построить ряд трасс на хребте Аибга и Псенако. Сноуборд-парк расположится в районе существующих трасс «Альпика-сервис». Уже сегодня это место поль-зуется заслуженной популярностью у российских сноубордистов. Сооружения для фристайла возведут на хребте Псенако. Здесь же оборудуют олим-пийские трассы и стрельбище для биатлонистов. Вдоль трасс установят трибуны с видеоинформационными экранами, чтобы все желающие смогли увидеть детальные подробности спортивных соревнований. На берегу реки Пслух соорудят 90- и 120-метровые трамплины. В живописной местности Грушевой Поляны расположатся олимпийские трассы для лыжных гонок, санно-бобслейная трасса.
Еще один горнолыжный центр появится на плато Роза Хутор. Эту территорию осваивает «Интеррос». В России это будет первый горнолыжный курорт международного уровня. Комплекс «Карусель» (его реализует ОАО «Красная Поляна») предусматривает строительство 20 подъемников различного типа, включая восьмиместные гондольные, обустройство около семидесяти трасс различного уровня сложности.

– На территории Краснодарского края впервые с 29 мая по 2 июня этого года пройдет Всероссийский форум «Здравница». Чем вы руководствовались, когда принимали решение собрать ведущих курортологов страны у себя?

– Видимо, я не открою секрета, если скажу, что большинство людей, приезжающих к нам на отдых, привлекает пляжный туризм. Летом почти все средства размещения забиты, как говорится, под завязку. А осенью и зимой многие, даже первоклассные здравницы, стоят полупустые. Надо ли говорить о том, что это не лучшим образом сказывается на экономике санаторно-курортной отрасли? Обеспечить круглогодичной работой 400 санаториев и пансионатов с лечением – одна из важнейших задач администрации Краснодарского края. С этой целью мы реализуем программу оздоровления работников бюджетной сферы Кубани, краевые программы «Сакуртур», «Курорты Кубани». Действенной формой привлечения клиентов на курорты стало проведение инфотуров для представителей средств массовой информации.
И все-таки практика показывает, что этих мер недостаточно. Полной информацией о наших курортах не обладают даже работники здравоохранения. Мы рассчитываем, что форум «Здравница» поможет восполнить этот пробел. Нам действительно есть что показать, Краснодарский край обладает уникальной природно-климатической и гидроминеральной базой. Традиционно на Кубани сформировались несколько курортных районов, где давно используют минеральные подземные воды для розлива и бальнеолечения. На Черноморском побережье это Сочи-Мацеста, Хоста, Геленджик, Анапа, Ла-заревское, на Азовском – г. Ейск, в равнинно-предгорной части края – Горячий Ключ, Хадыженск, Лабинск, Краснодар, Славянск-на-Кубани.
Наши минеральные воды и лечебные грязи в результате применения современных методик курортной медицины творят настоящие чудеса, избавляя людей от различных заболеваний. Например, лечебная ценность Мацестинского месторождения заключается в уникальном одновременном содержании в сероводородной воде йода, брома, фтора, коллоидной серы. На курорте Сочи так же активно применяются йодобромные минеральные воды Кудепстинского месторождения, адлерские обогащенные иловые грязи. В каждом курортном городе (районе) есть здравницы со своей лечебной базой.
Среди ведущих здравниц сложилась определенная специализация. Так, санатории им. Орджоникидзе (Сочи) и «Горячий Ключ» успешно лечат людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, санатории «Южное взморье» (Сочи) и «Надежда» (Анапа) – эндокринными заболеваниями, в санатории «Анапа» принимают спинальных больных, в санатории «Солнечный берег» (Геленджик) – слабовидящих, в пансионате «Ямал» (Туапсинский район) – больных с диагнозом общесоматических заболеваний. Клинические санатории «Металлург» и им. Дзержинского (Сочи) являются клинической базой Кубанской медицинской академии. Союз науки и практики дает прекрасный результат.

Сейчас наши специалисты занимаются адаптацией лечебно-оздоровительных программ к современным запросам потребителей. Спрос на SPA-туры и восстановительные программы во всевозможных частных медицинских клиниках значительно возрос. Люди стали серьезней относиться к своему здоровью, и готовы платить за качественные услуги. Это очень хоро-шие тенденции. Санаторно-курортный комплекс Кубани располагает колоссальной материально-технической базой и первоклассными специалистами в этой области. За меньшие деньги мы готовы предложить значительно более качественные услуги. Но нашим здравницам надо быть в курсе тенденций на внутреннем и международном рынках данных услуг, выстраивать маркетинговую стратегию с учетом передового опыта. Уверен, что проводимый в нынешнем году в Сочи Всероссийский форум «Здравница» поможет в решении этого важного как для санаторных предприятий, так и для всех россиян вопроса.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest