В Астраханской области прошел финальный этап крупнейшей российской внедорожной серии Can-Am X Race – гонки на квадроциклах и мотовездеходах. Наш корреспондент Борис Титов проехал полторы сотни километров в кресле штурмана журналистского экипажа
Серия гонок под названием Can-Am Trophy Russia родилась на Урале в 2010 году. За десять сезонов многие чемпионы России, призеры и победители международных соревнований, в том числе легендарного ралли-рейда «Дакар», начинали спортивный путь именно здесь. Участниками серии стали порядка 600 пилотов и штурманов из более чем 40 регионов России, в их числе – именитые «камазовцы» Владимир Чагин, Эдуард Николаев и Андрей Каргинов, победитель «Дакара-2017» на квадроциклах Сергей Карякин.
– На самом деле Can-Am X Race – любительская гоночная серия для владельцев квадроциклов и мотовездеходов. И если на заре гонок приобрести такую технику могли не многие и соревнования проходили в основном на квадроциклах, то сегодня основу серии составляют мотовездеходы, – говорит трехкратный победитель внедорожных гонок Антон Бердников.
Антон рассказывает о навигационном оборудовании, которым оснащены машины. Например, обязателен к установке спутниковый прибор для записи GPS-трека. Устройство фиксирует прохождение всех путевых точек маршрута и передает сведения в судейскую коллегию. Также необходимо иметь одометр (счетчик оборотов колеса) и указатель курса.
Все эти знания пригодятся нам при выполнении контрольной работы, которую руководитель пресс-службы серии Галина Кошелева проведет с нами по окончании гонок и вручит медали победителю и призерам. А пока едем на старт пролога. С берега одного из рукавов волжской дельты на ревущие автомобили и квадроциклы удивленно посматривают пасущиеся здесь коровы. Машины одна за другой срываются со стартовой черты и, поднимая тучи песчаной пыли, уносятся через перелесок в степь.
– Думаю, астраханские трассы – одни из сложнейших в мире. Во всех точках планеты, где мне доводилось участвовать в гонках, нет таких длинных спецучастков, расслабиться негде. Но тем интереснее для участников. Степные дороги предъявляют большие требования к физической и психологической готовности пилота и штурмана. Любой, кто добрался до финиша, может поставить себе высшую оценку за проверку на прочность, – поделился со мной первыми впечатлениями пятикратный чемпион «Дакара» Эдуард Николаев.
Разговор состоялся на площадке перед Театром оперы и балета в центре Астрахани во время церемонии открытия соревнований. Наутро гонщикам предстояло проехать четыре спецучастка общей протяженностью около 340 километров.
…Слушаем очередной инструктаж перед выездом на трассу. Сажусь на штурманское место. На голове – крепкий шлем, глаза защищают очки с плотными прокладками, через плечо перекинут ремень безопасности. Лобового стекла у мотовездехода нет, поэтому теплый свитер не помешает. В сентябре в Астраханской области тепло, но ночью степь выстуживается, и прохладный утренний воздух заставляет поеживаться.
«Держись крепче! Стартуем», – командует мой пилот Александр. Идем четвертыми в колонне. До первой «точки», где мы сможем увидеть экипажи в деле, примерно полсотни километров. Наши пресс-кары то взмывают на холмы, то стремительно несутся вниз. Но если средняя скорость журналистского каравана – 40 км в час, то участники ралли пронесутся по этим же тропам в два раза быстрее.
Места почти безлюдные: колючие кустарники, камни, песок. Иногда параллельно колее скачут табуны лошадей и стада овец, подгоняемые пастушьими собаками. Вдалеке видны огороженные заборами зимние стойбища для скота, под завязку набитые огромными рулонами сена, да колодцы типа «журавль».
Останавливаемся у подножия бархана Большой брат. С его вершины можно сделать эффектные снимки взбирающихся по песку машин, которым нужно «взять» на гребне важную контрольную точку. Иначе будет выписан штраф. Над головой проносится легкий двухместный самолет. Это легендарный Владимир Чагин наблюдает сверху за тем, как едет гонку его двадцатилетний сын.
Обдавая нас тучами песка, мимо пролетают экипажи – поодиночке, тройками и парами. А под ногами бегают юркие ящерицы, ловят зазевавшихся мух. Сверху припекает щедрое южное солнце.
Объем бензобака мотовездехода – 40 литров. Горючего для мощного двигателя хватает примерно на 100–120 километров, и после каждого скоростного участка длиной от 80 до 95 километров экипажи заезжают на сервисную площадку. Здесь механики быстро обслуживают машины, а пилоты и штурманы ненадолго приходят в себя после полуторачасовой тряски.
К финишу участники приезжают взмокшими, некоторые – с «зелеными» лицами. Но только не Сергей Карякин. Чемпион «Дакара» широко улыбается, вылезая из машины, жмет руки пилоту и механикам. Все отправляются в душ – людям и машинам нужно смыть с себя усталость, слой пыли и песка.
…День третий. Организаторы приготовили для гонщиков всего два спецучастка по 80 километров. После вчерашней тряски и даже одного падения, когда наш с Александром пресс-кар на крутом подъеме упал на правый, «штурманский» бок, решаю остаться в лагере. Здесь тоже много интересного. Есть столовая, магазин, пресс-центр, штаб, санитарные вагончики, пункт досмотра техники, вертолетная площадка. В секторе команды «КамАЗ-Мастер» стоит шикарный автомобиль технической поддержки с мастерской, стиральной машиной и кухней. Грузовик команды из Омска оснащен душевой кабиной, несколькими спальными местами и даже баней! А кто-то из гонщиков ютится в маленькой палатке из прозрачного полиэтилена.
Для многих участников «адреналиновые» заезды по бездорожью – не просто спорт, но и форма активного отдыха. Победить на сложных трассах, безусловно, мечтает каждый, но и проигравших здесь нет. В палаточном городке, который разбивается вдали от цивилизации – в лесу в 40 километрах от Астрахани, – царит дружеская атмосфера. И когда приходит время награждения победителей и призеров гонки, все мы радуемся за каждого стоящего на пьедестале, как за себя.
А призеры по сложившейся традиции обдают друг друга фонтанами шампанского. Через год они снова приедут на гонку, чтобы испытать себя на прочность и попытаться поймать удачу за хвост.