Авиатакси уже давно существует в мире, особенно в его труднодоступных районах: в Бразилии, Аргентине, на Аляске. Но в общенациональном масштабе его нет нигде. Первый российский проект авиатакси Dexter от компании «Авиа Менеджмент Груп» собирается решить именно эту задачу. Связать всю нашу страну сетью авиаперевозок на принципиально новой и весьма привлекательной основе.
Dexter – в переводе с латыни «правый», а с английского может быть переведено как «ловкость», «сноровка».
Проект, который ждали
Начнем с того, что это реальное воздушное такси, которое будет осуществлять перелеты на небольших самолетах внутри всей Российской Федерации. Проблема межрегионального авиационного сообщения актуальна сегодня для всей страны, в силу того, что рейсовая малая авиация (воздушные суда до 12 мест), с выходом из строя таких самолетов как Ан-2 и Л-410, в 1992 году умерла. Эти самолеты, совершавшие в свое время миллион рейсов в год, перевозили огромное число пассажиров из любой деревни в деревню, где был хоть какой-то грунтовый аэропорт. Проект субсидировало государство. В 80-е годы можно было с банкой огурцов перелететь из деревни на городской рынок и обратно по цене рейсового автобуса. Сегодня об этом говорить уже не приходится. Что же предлагает Dexter? Реанимировать этот рынок с точки зрения географии и выйти на совершенно другого потребителя. Это будут не олигархи, которые используют сегодня деловую авиацию. И не те люди, которые готовы стоять в очередях, лететь с немыслимым количеством пересадок только для того, чтобы сэкономить 30–50 долларов на поездку. Это будет некий промежуточный продукт для тех, кто хочет эффективно по времени и по деньгам добраться из точки А в точку В. Достаточно комфортный, но все же некий рабочий инструментарий, помогающий бизнесменам заниматься своим делом более оперативно. Ведь деловая авиация, выполняющая те же функции, сегодня доступна ничтожно малой группе людей. А этот проект позволит значительно расширить группу потребителей такого рода услуг.
Средство передвижения — М101Т.
Сама идея создания авиатакси витает в воздухе довольно давно и не только в России. Просто она очень четко привязана к типу воздушного судна. Грубо говоря, для ее осуществления нужен такой самолет, который бы перевозил людей из пункта А в пункт В до 1000 км по сравнительно доступным ценам. Ведь что такое такси? Это в принципе – любой доступный вид транспорта. Безусловно, не всем, но доступный. И вот нижегородский завод «Сокол», отчасти акционированный группой компаний «Каскол», увидел возможность использования самолета М101Т, разработанного на предприятии, в том числе и в формате аэротакси. Поэтому, начиная с 2000 года, были инвестированы большие деньги в сертификацию и разработку этого самолета. М101Т очень экономичен с точки зрения расхода топлива, технического обслуживания и, наконец, его покупной стоимости – $1,5 млн. Ему нужна короткая полоса для взлета-посадки – подходит даже грунтовая поверхность. Он комфортен внутри, безопасен и способен лететь в высоком эшелоне.
Легкий самолет М101Т – единственная машина для гражданской авиации, созданная за последние годы. М101Т производится на Нижегородском авиазаводе «Сокол» (входит в ГК «Каскол», госпакет – 38% акций), прошел сертификацию в 2004 году. Магистральная скорость 350 км/час с расходом топлива 36 кг на 100 км, дальность полета 1,1 тыс. км, берет на борт четыре-шесть пассажиров, быстро трансформируется в перевозчика легких грузов или санитарный борт. М101Т полностью герметичен, что позволяет ему подниматься до 7,6 тыс. м. По решению Федерального агентства воздушного транспорта вместо устаревшего Як-18 этот самолет должен стать базовой машиной для обучения курсантов летных училищ гражданской авиации – по одному М101Т уже закуплено для Ульяновского и Бугурусланского авиаучилищ.
Пассажирам об услугах…
Когда же была решена главная задача – на чем летать, оставалось определиться с тем, на кого рассчитан проект и какие виды авиауслуг будут предоставляться. Потребительский сегмент напрашивался сам собой – люди бизнеса. Это, прежде всего, менеджеры второго и третьего звена крупных и средних компаний, у которых существует очевидная потребность и частота воздушных перемещений между точками, где альтернатива самолету отсутствует. Вторая группа – крупные, средние и мелкие бизнесмены. Далее – консультанты, которые постоянно ездят к своим клиентам. Банковские, аудиторские, юридические компании. Государственные органы: муниципальные, городские, федеральные и т.п. В общем, чиновники, которым нужно перемещаться внутри своего региона. Почтовые организации. И последняя группа – туристические компании. Сегодня есть огромное количество туристов, готовых путешествовать по стране. Это так называемый авиатуризм.
Для всех этих людей авиатакси Dexter разработало три основных типа воздушных перевозок. Первый – это обычный рейсовый полет, который стоит в расписании. Так называемый «shattl» – «челнок», по аналогии с форматом, популярным за границей. «Шаттл» отличается от обычных рейсов тремя основным признаками – с определенной частотой выходит на маршрут, летает из специального терминала, либо через vip-зал, билеты на него можно купить хоть за 15 минут до рейса на стойке регистрации.
Сегодня вы можете зайти на любую систему бронирования и посмотреть, какие самолеты вылетают такого-то числа из точки А в точку В. В этой же системе будет находиться и Dexter со своим расписанием полетов. «Шаттлы» будут ставиться для перевозок между теми городами, где нет прямого воздушного сообщения, и это будет доступно любому желающему.
Второй продукт – это индивидуальное авиатакси. Заказ самолета конкретно под вас. То же, что делает деловая авиация. Разница одна – в цене. И еще, пожалуй, в принципиально ином подходе. Проект национального авиатакси предусматривает наличие 200–250 самолетов, которые будут разбросаны по всем основным транспортным узлам страны. Вы приехали, например, в Кемерово, и хотите улететь в Новокузнецк – прямого сообщения между ними нет. Тогда вы обращаетесь в Dexter – и ближайший борт будет вам подан. То же самое, когда вы заказываете такси, и вам говорят: «Ждите машину». Наконец, третий продукт – это корпоративное такси. Когда часто летающие компании, сразу берут и оплачивают годовой абонемент, предположим, на 100 тысяч км, а потом в течение года эти километры выбирают.
Кстати, о ценах. Dexter разработал жесткий тариф по километражу, для того, чтобы сделать ценообразование прозрачным и понятным для клиента. Если вы будете лететь рейсовым самолетом — это х рублей за километр за место. Затраты на рейс пассажиры смогут рассчитать сами. Компания выделила пять зон по 200 км, перелет в ближней зоне обойдется в 23 рубля за километр, в самой дальней – 15 рублей. Это сопоставимо с официальным тарифом на обычное такси в Москве – 15–17 рублей за километр. Если же вы захотите воспользоваться индивидуальным авиатакси, то вам придется заплатить все те же х рублей за км, но за весь борт. Чтобы высчитать цену, достаточно умножить стоимость рейсового полета на 6 или 4 (количество посадочных мест). Корпоративные перевозки – эта же сумма, за вычетом 20% скидки т.к. оплата производится вперед на год.
Взлет и посадка – вся страна.
Какова же география предполагаемых полетов? Нужно сказать, что она огромна. В стране есть 9,5 тысяч пар городов, соединяемых пассажиропотоком, где прямое авиасообщение отсутствует. Из этого числа можно выделить пять регионов с 208 приоритетными парами на расстоянии до тысячи км друг от друга, где имеются действующие аэропорты или полосы. Например, между Оренбургом и Пермью – 720 км, но авиасообщения нет. То же с городами Москва – Петрозаводск. Без пересадок не добраться и в Воронеж из Краснодара или в Новокузнецк из Кемерово. Все это – потенциальные маршруты авиатакси.
Кроме того, множество городов находятся друг от друга на так называемом коротком плече, пассажиропоток между ними устойчивый, но не превышает несколько десятков человек в день. А нынешний российский коммерческий авиапарк состоит из воздушных судов такого типа, что окажется убыточным на подобных недлинных и малолюдных маршрутах. А вот М101Т деньги начинает «зарабатывать» уже на четвертом пассажире в каждом полете: в структуре расходов стоимость топлива составляет лишь 12%, а у эксплуатируемых сейчас самолетов доходит до 40%.
Чтобы осуществить свои планы, «АМГ» собирается охватить всю страну сетью небольших хабов, где будут базироваться самолеты М101Т. К концу года должны появиться 19 филиалов «АМГ» и 15 самолетов, а к 2010 году – 208 и 250 соответственно. При такой системе «АМГ» сможет максимально быстро предоставлять свои услуги по заказу авиатакси внутри любого региона, что предположительно дает компании серьезное конкурентное преимущество.
В Москве у компании есть два базовых аэропорта: во Внуково-3, на территории терминала деловой авиации «Космос». И аэропорт Быково, который незаслуженно забыт. Кстати, этот аэропорт будет реанимироваться именно вокруг компании «АМГ».
В заключение, хотелось бы сказать о том, чем сейчас реально уже располагает проект Dexter. На сегодняшний день у компании имеется одна четырехместная машина – она уже летает, и две шестиместные, которые будут доступны для полетов и продаж буквально через считанные дни. Уже совершались перелеты в Астрахань, Нижний Новгород, Самару. Правда, пока машины продаются в режиме индивидуальных заказов. Но как только парк компании будет насчитывать 5 машин, начнутся и регулярные рейсы «челноков», и это будет приоритетом.
Социально-экономический имидж, который этот проект несет, очень большой. Он возрождает отечественную региональную авиацию, правда, в формате другого потребительского сегмента, который позволяет деловой части нашего населения свободно перемещаться по стране. А ведь 5%, которые они составляют, делают 80% валовой продукции России.
Дмитрий Гнатенко