Декаденты и императоры

100 лет назад люди хотели отдыхать не меньше нашего. И умели это делать. Наш журнал открывает новую рубрику, в которой МЫ расскажеМ о самых популярных местах отдыха начала XX века. Первый рассказ – о курорте, популярном и сегодня – Кавказских Минеральных Водах.

Своим открытием Кавказские Минеральные Воды обязаны Петру Первому. Именно он в начале XVIII века отправил на Кавказ своего лейб-медика Шобера, специально для изучения минеральных источников.
Однако первый курорт в этих местах появился только в 1803 году по указу императора Александра I. Он был построен близ крепости Константиногорская, в Горячеводском поселении. До этого люди, приезжавшие сюда на лечение, жили либо в крепости, либо в палатках и кибитках.
А в конце XIX века Пятигорск соединился с остальным миром железной дорогой – и жизнь там забурлила еще сильнее. Правда, пока курорт обустраивался, сильного впечатления он не производил.
В середине июня 1896 года в Пятигорск приехал поэт-символист Валерий Брюсов. Прожил здесь два месяца, изредка наведываясь в Кисловодск, и в письмах к друзьям всячески выражал раздражение от провинциальной курортной жизни. Особым «нападкам» подверглись серные ванны: «Ванны эти особенно сильные и прописываются самым отчаянным больным, например, разбитым параличом. Для удобства этих больных вода Сабанеевского источника не проведена в Пятигорск, а утилизируется на месте, т. е. на самом хребте Теплой горы, куда ведет от Пятигорска крутая дорожка версты в три длиною.
Почему-то в Сабанеевских ваннах никто не купается, но надо отдать справедливость – служащие при них не бездействуют. За неимением пациентов человеческого рода они купают в своей воде раков. Вода столь насыщена серой, что раки за три часа покрываются как бы корой и делаются как каменные (полагаю, что они и умирают, кстати). Этих раков служащие потом продают посетителям, а те везут их на родину в подарок друзьям и знакомым. Дорогой мой! Я привезу тебе рака!».
Впрочем, пятигорские патриоты на Брюсова за такую характеристику курорта ничуть не обижаются и списывают это на желание поэта соответствовать своему декадентскому образу. Вот Чехов, говорят они, побывал в Кисловодске тем же летом и остался доволен. Даже придумал здесь сюжет рассказа «Дама с собачкой».
Чехов пробыл в городе неделю, ходил на гору Бермамыт, жил в гостинице наследников Зипалова, напротив галереи «Нарзан». Кстати, принял четыре нарзанные ванны: «Здесь встретил знакомых, таких же праздных, как я. Ходил два раза в день на музыку, ел шашлыки, купался в нарзане, ездил на охоту. В начале сентября погода стала портиться, и я почел за благо удрать».
Очень скоро курорты стали пользоваться огромной популярностью, причем, как у «среднего класса» так и у «сливок общества». Времена в России были неспокойные, и хозяева пансионатов вели строгий учет всех посетителей. Выдавали им специальные анкеты, куда нужно было вписать все свои данные – фамилию, место жительства, социальный статус. Благодаря подобной бдительности, мы сегодня знаем, что, например, в 1907 году самыми частыми гостями курортов (41,9%) были помещики и дворяне, буржуазия – 23,8, офицеры царской армии – 10,5, чиновники и прочие – 23,8 %.
На Кавказских Минеральных Водах не боялись ничего нового и прогрессивного. Именно здесь был проложен первый маршрут для терренкура – ходьбы по гористой местности для поддержания здоровья. Придумал его немецкий врач М.Й. Эртель, а в 1901-м по его методам Н.Н. Облонский разработал маршрут по горе Тупой – заботящиеся о своем здоровье могли любоваться такими видами, как Стеклянная струя, Площадка роз, Сосновая горка, Красные камни, Храм воздуха, Красное солнышко и Главный Кавказский хребет.
В 1903-м Кавказские Минеральные Воды праздновали столетие: во всех курортах появилось электричество, в самом Пятигорске заработал водопровод.
В 1902 на Водах появился Дмитрий Мамин-Сибиряк. И даже отдых не смог отвлечь его от основной деятельности – в Кисловодске он написал рассказ «Погибельный Кавказ». Интересны отношения с этим курортом Федора Шаляпина. Певец вспоминал, что благодаря Кавказу он понял «Демона» Лермонтова, которого мечтал спеть в Кисловодске. Шаляпин был необычайно популярен на Водах. Известен случай, произошедший в 1902 году в местном парке. Некий высокий мужчина подошел к шарманщику, певшему неаполитанские песни. Достал бриллиантовую булавку и сказал: «А ну запой громче!» Но попытки бедняка были тщетны. Тогда его благодетель запел сам красивым и мощным голосом: «Вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской». Закончив выступление, он пошел с картузом по кругу – собралась огромная толпа. Все деньги он отдал шарманщику, потом достал из кармана фотографию и подписал: «На память о совместном концерте. Федор Шаляпин»…

 

Рафид Кашапов



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest