С виду это самая обыкновенная, хотя и очень хорошая дача. Но тот, кто попадает сюда впервые, невольно начинает говорить таинственным шепотом, словно боится помешать ее хозяину решать судьбы мира, оглядывается по сторонам, как будто этот человек сейчас выйдет из соседней комнаты, и неизбежно ощущает предательскую дрожь по всему телу. Это не случайно – именно здесь, на знаменитой Ближней даче, жил и умер Иосиф Сталин. И теперь, говорят очевидцы, этот скромный домик с небольшими пристройками внушает посетителям такой мистический ужас, что даже самые психически устойчивые из них вынуждены признать, что что-то здесь не так…
Загадки кунцевского подземелья
Иосиф Виссарионович определенно любил природу. Вероятно, поэтому дач у него было много. Только в Подмосковье четыре: в Кунцеве, в Семеновском, в Липках и Зубалове. Последние две он посещал крайне редко. Историки отмечают, что нелюбовь эта возникла после того, как в 1932 году у Сталина умерла жена. Умерла странно – до сих пор историки спорят о том, как случилась эта кончина и был ли причастен к ней столь высокопоставленный муженек. Поэтому не будем гадать, что мучило Иосифа Виссарионовича в этих живописных местах – страшные воспоминания или угрызения совести. Но нехорошие ощущения, вероятно, его тоже посещали.
Вождь народа предпочитал жить в Кунцеве. Это место находится ближе всех от Кремля, поэтому его и называли Ближней дачей. «Строили ее невероятно быстро, – рассказывает кандидат исторических наук Николай Сысуев, – первым делом застеклили просторные террасы. На крыше сделали солярий с будкой от дождя. В отдалении поставили кухню и небольшую баньку с хорошей каменкой. В соседней с баней комнате поместился бильярдный стол».
С севера за сосновым лесом пролегало Можайское шоссе. Поэтому Иосиф Виссарионович просыпался не столько с петухами, сколько с первыми автомобилями, которые имели обыкновение отчаянно сигналить по всякому поводу. Уже к полудню шум превращался в непрекращающихся гул, а над Ближней дачей зависало облако гари и выхлопных газов. С юга, где примерно на таком же расстоянии находилась Киевская товарная станция, доносился грохот буферов при сцепке вагонов и периодически подавали голос паровозы. Ко всему прочему по вечерам, когда цивилизация наконец затихала, в соседних деревнях начинали горланить пьяные мужики и визжать бабы, тщетно пытающиеся растащить их по домам. Словом, генералиссимус вполне мог ощущать свою связь с народом, и это ему, похоже, нравилось.
Всякий, кто попадает сюда, не может не удивиться двум противоположным вещам. Во-первых, на редкость скромному интерьеру. Стены зала попросту обили мореной фанерой под дуб, а комнаты – фанерой под солому. Щвы прикрыли такими же рейками. Откуда-то привезли деревянную постель, на которой сначала поочередно спали охранники стройки, а потом не брезговал прилечь и сам Хозяин. Необыкновенным кажется только паркетный пол, который волне мог потрясти роскошью самого изысканного знатока. Это был единственный «шик» столь странного места. Правда, многих удивляет высота потолков – около шести метров. Любители старины могут увидеть здесь немало реликвий, сохраненных преданными почитателями вождя. Например, радиолу, подаренную Рузвельтом. Шкаф с подлинной посудой вождя. Множество подарков, преподнесенных к его 70-летию. Сейчас в Кунцево попасть непросто. Дача находится в странном состоянии – где-то между музеем и памятником истории. Между тем сюда можно подъехать и договориться со смотрителями в индивидуальном порядке.
Еще более занимательная информация об этой даче касается всех любителей обследовать подземные владения Москвы и ближайшего Подмосковья. Во время Второй мировой войны по приказу Сталина был построен бункер под кунцевской дачей. Через Кремль от общественной приемной Минобороны (улица Мясницкая, 37) туда вел автомобильный тоннель. Бункер находился на глубине 15 метров, в качестве перекрытий здесь использовались чугунные рельсы. А если учесть, что здесь же находилось и бомбоубежище, то становится ясно, что скромное двухэтажное здание было одним из самых укрепленных и защищенных мест не только в Подмосковье, но и в России.
Найти этот бункер пыталось не одно поколение почитателей истории и просто любопытных искателей приключений. Уже стало принято считать, что столь мощное укрепление – всего лишь плод воображения тех, кто занимался антисталинской пропагандой во времена «оттепели», как вдруг появились сведения о том, что именно над бункером возведен Центральный региональный штаб МЧС. Они подтвердились совсем недавно.
Вход – обычная дверь с кодовым замком. Лестница с перилами уводит вниз под землю. Те редкие счастливчики, здесь побывавшие, говорят, что ощущение – словно спускаешься в подвал обыкновенного дома. Только внутри – лифт, соединяющий бункер непосредственно с дачей Сталина, длинная вязь коридоров (чтобы вождь не сталкивался с обслуживающим персоналом) и необыкновенной красоты мраморные стены. В коридорах для дизелистов, кухарок и прочего «подземного» народа стены покрыты белым кафелем. В этом укрытии вождь проводил заседания Совета обороны. Для этого был отведен просторный кабинет – «Генеральская». Его стены отделаны дубом и карельской березой. Посередине – овальный дубовый стол. С войны здесь сохранились и восьмирожковые люстры. Из cовременной жизни немного – только люминесцентные светильники. Небольшой коридор отделял от зала заседаний спальню вождя. Кстати, очень маленькую – там помещались лишь кровать и тумбочка.
Впрочем, и сейчас, чтобы попасть сюда, одного туристического билета маловато. Времена меняются – секретность остается.
Нелюбимое «Семеновское»
Внешне дома на всех дачах Сталина сильно отличались друг от друга, но внутри интерьер даже в мелочах был одинаков. Все было устроено так, чтобы хозяин даже в мелочах не чувствовал дискомфорта из-за частых переездов. Даже планировки были схожими: на первом этаже – приемная, кабинет, бильярдная, комната отдыха. На втором – большая столовая, комнаты для гостей, библиотека.
«На любой даче, во всех без исключения помещениях должна была присутствовать одна деталь, – продолжает рассказывать историк Николай Сысуев, – Сталин курил трубку, но пользовался только табаком папирос «Герцеговина флор». Поэтому везде лежали пачки папирос и спички, чтобы в любой момент вождь мог закурить трубку, с которой не расставался. При этом мундштук всегда был повернут к себе, а не так, как иногда показывают в фильмах, – в разные стороны. Еще у Иосифа Виссарионовича были специальные спички. Они зажигались от трения о любую поверхность. Сталин иногда зажигал их о китель, а когда играл в бильярд – о сукно».
Вторая посещаемая Сталиным дача, «Семеновское», находилась в ста десяти километрах от Москвы, в бывшем владении фаворита Екатерины Второй Григория Орлова. Там ОГПУ выстроило такой же, как в Кунцеве, одноэтажный дом с шестью комнатами и двумя застекленными террасами. Вокруг росли корабельные сосны. Самым примечательным был родник-пятиключник. Каждая струя этого чуда природы была разной высоты. Сталин не любил эту дачу. Он приезжал сюда крайне редко, чаще всего для того, чтобы отдохнуть с компанией на острове посреди большого пруда.
Во время войны эта дача уцелела просто чудом. На ближних железнодорожных станциях Барыбино и Михнево разгружались дальневосточные войска, поэтому вражеская авиация уделяла этому пятачку особенно сильное внимание. Иногда бомбы сюда заносило по ветру. Постоянно велся минометный обстрел территории. Приближение врага вынудило заминировать дачу. Коменданту даже пришлось выяснить у начальства, взрывать ли ее? Генерал ответил: «Взорвешь дачу раньше времени – расстреляю. Сдашь ее немцам – найдем и повесим. Так что решай сам по обстановке». Судьбу дачи решали на самом высоком уровне. Ее спасло не столько то, что она находилась в историческом имении Орлова, сколько то, что рядом находился военно-полевой госпиталь, эвакуировать который было очень затруднительно.
Отдых по-абхазски: форель и шашлык из барашка
Дача на озере Рица – самое любимое место отдыха Иосифа Сталина. Сейчас она стала едва ли не единственным местом, где простой смертный человек, обладающий, правда, изрядным запасом рублей, может отдохнуть в ее апартаментах, а за отдельную плату даже поспать на кровати генералиссимуса. Правда, с этим популярным пунктом программы всегда сложности. Известно, что Сталин еще со времен войны редко спал на одном месте. На даче в Кунцеве в одной комнате стояло сразу три дивана, и каждый раз хозяин выбирал один из них. Тогда он вызывал свою последнюю в жизни пассию – сестру-хозяйку Валентину Измайлову и требовал, чтобы она постелила постель. Он любил, когда это делала именно она. Иногда процесс приведения постели в порядок затягивался до четырех утра. Охрана делала вид, что ничего не замечает. Но это к слову. Теперь туристы, знающие о непостоянстве Сталина в отношении места ночевки, вполне могут поинтересоваться, на какой именно кровати (точнее, какой из них) любил ночевать вождь.
И наверняка не получит внятного ответа. Поэтому любопытным придется выбирать из того, что есть.
На озеро Рица Сталин приезжал для того, чтобы побыть в одиночестве. Это было волшебное место. Небольшой домик посреди ущелья утопал в зелени. Чтобы было больше места, скалы по краям ущелья были срезаны. К даче вела одна-единственная дорожка, поэтому туда никто не мог проникнуть незамеченным. В этот домик Сталин приезжал обычно к вечеру и, если оставался ночевать, просил приготовить ему к ужину форель. В озере ее водилось огромное количество. Кто-то из охраны немедленно отправлялся на рыбалку. В течение получаса можно было запросто наловить форели столько, что рыбы хватало не только самому Хозяину, но и охране, кухаркам и прочему местному народу.
Иногда на Рицу Сталин приглашал двух аксакалов, своих старых знакомых. Дедам было никак не меньше восьмидесяти лет, но держались они бодро. На Рицу их досталяли на «Виллисе». Аксакалы непременно привозили с собой молодого барашка, из которого готовили для Сталина шашлык. Сам вождь уважительно относился к старикам. Свидетели вспоминают, что, когда гости приезжали, он лично выходил их встречать, каждого обнимал и расцеловывал. Долгое время он разговаривал с ними по-грузински, а потом уходил в дом. Аксакалы принимались за дело: один, разделав мясо, вымачивал его в молоке, другой разводил костер. Когда дело было сделано, появлялся Иосиф Виссарионович, на стол в беседке ставили бутылки с вином, и вся троица принималась пировать. Потом до полуночи Сталин пел грузинские песни. Захмелевших старцев все на том же «Виллисе» отвозили обратно в аул, а вождь шел отдыхать. Так он расслаблялся в Абхазии. Стоит ли говорить, что все недоеденное и недопитое «приканчивала» охрана. Кстати, сейчас в обязательную программу для туристов на дачу непременно входит изготовление и потребление шашлыков.
Чаще всего генералиссимус отдыхал в Большой Мацесте – с конца июля по начало сентября. Он пытался поправить весьма пошатнувшееся здоровье и регулярно принимал сероводородные ванны – лечил полиартрит. Боли в ногах не давали ему долго сидеть. Если стоял, то обязательно переминался. При ходьбе становилось легче. Поэтому во время работы или совещания он всегда прохаживался по коридору.
Неизвестно, правда ли это, но в Абхазии ходит легенда, что в это чудное место Сталин приехал задолго до того, как здесь была построена дача. Приехал, естественно, не один – с охраной. Ночевать было негде. Все расположились в старой заброшенной бильярдной. Сталин лег вместе со всеми: голова – в бильярдной, ноги – снаружи. Охрана немедленно заснула. Утром будующий генералиссимус взмолился: «У вас кто-то сильно храпел, спать не давал. Организуйте мне что-нибудь отдельно». Так стали строить самую известную сталинскую дачу.
Сегодняшний день старой дачи
Пожалуй, самая счастливая судьба сложилась у сталинского особняка в районе Сочи. Здание расположено на территории нынешнего лечебно-оздоровительного комплекса «Зеленая роща». Это второе историческое место, где можно отдохнуть за деньги. Здесь страются поддержать обстановку, которая была при Сталине. Как и было заведено много десятков лет назад, стены обиты деревом. Фасад самого здания неброский, серо-зеленый, как бы подчеркивает непритязательный вкус хозяина. Для туристов здесь стараются по полной программе. Помимо традиционной экскурсии готовят пикник на любимой сталинской поляне с традиционной кухней и любимыми винами Сталина.
Намного меньше повезло валдайской даче, расположенной в Новгородской области. Вождь народа на ней так и не появился. Зато именно здесь гуляла свою свадьбу его дочь Светлана Аллилуева. Сейчас местные власти пытаются заманить сюда туристов тем, что катают людей на специально купленных породистых рысаках. Вот только к Сталину это уже не имеет никакого отношения.
Владимир Ненашкин