Мы привыкли гордиться нашим балетом, водкой, бескрайними просторами и знаменитым гостеприимством. И любой иностранец, живущий в России, может на собственном опыте проверить, а не зря ли? Пожалуйста: изучайте, любуйтесь, общайтесь! Так как же именно предпочитают проводить здесь свое свободное время эти «залетные птицы» – избалованные комфортным климатом и европейским сервисом? Об этом нам согласились рассказать Хуан Мануэль НУНГАРАЙ, советник посольства Мексики в Российской Федерации; Михаил фон ШЛИППЕ, директор издательского дома «Independent Media»; Стефания ДЗИНИ, итальянский представитель холдинговой компании «Шик»; Жак ПОЛЬЕ, трейдер инвестиционной компании «Тройка-Диалог»; ДЖАЯНТ, первый секретарь посольства Индии в Российской Федерации, и Алекс ХОМА, фоторедактор журнала «GQ».
Как и где вы отдыхаете в России?
Жак ПОЛЬЕ: В выходные я всегда прыгаю с парашютом – на аэродроме в Коломне. И у меня уже «набежало» около ста прыжков. А еще довольно часто хожу на дискотеки.
Хуан Мануэль НУНГАРАЙ: Я люблю и активный отдых, и спокойный. Например, мы с семьей часто ездим на стадион «Лужники» – поиграть с детьми в теннис и боулинг. И в тоже время любим просто погулять в Кускове или съездить на выходные в Суздаль – там отличная гостиница и очень интересный музей.
Михаил фон ШЛИППЕ: До недавнего времени я снимал дачу на Николиной горе. Самым настоящим блаженством было лежать на солнышке, перелистывая книгу. Но, увы, в этом году от дачи пришлось отказаться. И теперь мы с женой гуляем в Нескучном саду, там можно пройтись вдоль набережной и посидеть на симпатичных скамеечках.
Стефания ДЗИНИ: Для меня отдых – это контакт с природой. Поэтому я не покупаю путевку на курорт, а иду или еду в поход. Если время позволяет, то в длительный: например, из Москвы в Мурманск на снегоходе или на Чукотку на грузовике. Или просто сажусь в машину и еду в любой город, который мне приглянулся.
ДЖАЯНТ: Люблю открывать для себя новые места: я уже успел побывать в Санкт-Петербурге, объездить Урал. А второе мое увлечение – это фотография. Так что у меня накопился неплохой архив снимков самых красивых мест России.
Алекс ХОМА: Я по-настоящему отдыхаю только на даче. Каждый год мы снимаем где-нибудь дом: прошлым летом, например, в Подмосковье, а этим – на Козельском перешейке. Ну а если я в городе, то иногда хожу на концерты в клубы – чаще всего в «Китайский летчик».
Что вам нравится и что мешает вашему отдыху?
Жак ПОЛЬЕ: Нравятся мне ваши люди – они очень приятны в общении. А вот мешает отдыху милиция и «гаишники». Думаю, и туристы чувствовали бы себя здесь в десять раз лучше, если бы «стражи порядка» вели себя повежливее.
Хуан Мануэль НУНГАРАЙ: Меня, например, очень интересует история религии. А в Третьяковской галерее есть редкое собрание икон, в которых эта история отражена. Для меня это очень интересно и необычно. А единственный минус – сервис «хромает». Счет в ресторане можно прождать довольно долго.
Михаил фон ШЛИППЕ: Я люблю ваши провинциальные города – Нижний Новгород, Екатеринбург, Саратов, Тулу. После Москвы они кажутся курортами: никто там не торопится, не толкается, на ноги не наступает. Похожие ощущения бывают, когда из Германии приезжаешь в Италию. Этакая средиземноморская вальяжность в воздухе витает. Правда, выбраться из Москвы иной раз бывает непросто. Как представлю, что снова придется стоять в нескончаемой пробке – сразу пугаюсь.
Стефания ДЗИНИ: Мне нравится, что в России есть возможность ехать куда глаза глядят. В Европе, например, разработаны специальные маршруты, и двигаться турист может только по ним. Все слишком организованно: нельзя просто остановиться переночевать в палатке – в маршрутах для этого предусмотрены стоянки. В России гораздо больше свободы и больше единения с природой.
ДЖАЯНТ: Мне нравится, что меня везде дружелюбно принимают, я совершенно не чувствую себя иностранцем. Что мешает? Когда едешь на машине из одного города в другой – на достаточно большое расстояние, – то не всегда можно легко найти себе ночлег.
Алекс ХОМА: Самое лучшее – это сама идея дачной жизни. На Западе такого нет. На даче условия существования более дикие, и это сразу как-то роднит с природой. Мне, например, нравится, что из колодца нужно самому выкачивать воду. Поэтому дорогие дома, где есть все условия, я никогда не снимаю. А неудобно у вас лишь то, что расстояния слишком большие.
Какие пожелания вы хотели бы высказать российским туроператорам?
Жак ПОЛЬЕ: Думаю, что в первую очередь надо решить сложности с получением виз. Решите хотя бы одну эту проблему, и в Россию будет приезжать раз в двадцать больше туристов.
Хуан Мануэль НУНГАРАЙ: Нужно проводить грамотную политику по привлечению иностранных туристов, улучшать качество сервиса. И обязательно стоит обратиться к опыту Испании, Мексики. В нашу страну каждый год приезжает около двадцати миллионов туристов!
Михаил фон ШЛИППЕ: Туристов отпугивает плохой имидж ваших авиакомпаний. И, конечно, нужно учиться на тех ошибках, которые были сделаны в других странах. Например, все побережье Коста-Брава залепили бетоном. Многие красивые места Европы превратились в свалки, все заставлено машинами, из динамиков несется громкая музыка. Такого нужно постараться избежать.
Стефания ДЗИНИ: Сейчас к вам приезжает довольно много туристов из Италии. Но все они путешествуют по стандартным маршрутам: Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, круиз по Волге. А как же ваш юг, север? Ведь на той же Чукотке такие красивые места! Кстати, я знаю, что сейчас в Россию уже стали приезжать итальянские туроператоры, чтобы разработать более дальние маршруты.
ДЖАЯНТ: В центральной части России туризм достаточно развит, а вот в Сибири, думаю, побывали немногие. А там такие леса, реки, один Байкал чего стоит! Наверное, вот этим направлением туроператорам и стоит заняться.
Алекс ХОМА: Не мешало бы сначала заняться дорогами. Прежде всего, трассой между Москвой и Санкт-Петербургом – это редкостный кошмар. Дорога узкая, приходится тащиться за грузовиками, и как только появляется возможность обогнать, из кустов появляется «гаишник». Получается такая развеселая «игра» на семьсот километров. Хотя в какой-то момент даже появляется азарт. Так что, пожалуй, это тоже такая экзотическая форма отдыха для иностранца в России: перехитри «гаишника».
Анастасия Кротова