Доступ к небу

Маленький вертолет на лужайке подмосковного дома – это вовсе не фантастическая сцена из кинофильма, а вполне вероятное и недалекое будущее. Российские власти упрощают правила полетов для малой авиации. А это, уверены эксперты, сделает вертолет очень популярным средством передвижения.

Во время московского концерта Мадонны над «Лужниками» кружил вертолет. Как признают организаторы шоу, чтобы получить разрешение на этот полет, потребовался почти месяц согласований. Даже при том, что вертолет поднимал в воздух милиционеров, которые контролировали порядок на стадионе.
Российское небо вообще очень закрыто. Для каждого полета нужно получать специальное разрешение, проводить согласование маршрута. Но ситуация меняется.

Хорошая новость

Президент России подписал изменения в Воздушный кодекс. Теперь в законе появилось понятие физического лица в качестве владельца воздушного судна. И самое главное – понятие уведомительного принципа выполнения полетов. Государство наконец признало, что ее гражданин может владеть самолетом или вертолетом и в определенных случаях даже летать на них, не испрашивая ни у кого разрешения.
Правда, такой рай наступит не сразу. Теперь чиновники должны подготовить летные правила, где четко описать, в каких случаях надо получать разрешения, а в каких нет, где летать можно, а где нельзя. Но как написали на одном из авиационных форумов, «китайцы говорят, что дорога в тысячу ли начинается с одного шага. Считаем, что он сделан».

Романтики

Обладателями вертолетов становятся люди двух диаметрально противоположных типов: закоренелые романтики и расчетливые прагматики. Первых тянет в небо юношеская мечтательность, вторых – рациональный подход к собственному рабочему времени, которое, как известно, есть деньги.
Первые фанаты-вертолетчики появились у нас в начале 90-х. Тогда стать владельцем собственного вертолета можно было, только закупив за рубежом комплект для самостоятельной сборки. В основном приобретались модели типа Exec 162F американской компании Rotorway. Подобный набор стоит порядка 64 тысяч долларов плюс таможенные пошлины. На самостоятельную сборку такого вертолета у любителя-непрофессионала уходило в среднем 300 часов.
Когда первые дистрибьюторы западных вертолетных фирм появились в России, авиалюбители, ощутив настоящий летный драйв, уже стремились получить машины с большей вместимостью и мощностью.
«В Россию первый вертолет я привез в 1996 году, – говорит президент вертолетного центра «GALS» Евгений Ермаков. – С этого момента у нас появился вертолетный рынок, который ежегодно увеличивается примерно на 30%. До 70% наших клиентов – частные заказчики. Обычно это представители крупного бизнеса, настаивающие на технологической важности быстрого перемещения. Для развлечения берут в основном R44. Газотурбинные вертолеты американского производства MD600 покупают бизнесмены для деловых нужд. Поскольку никаких перспектив с улучшением качества дорог у нас не предвидится, я думаю, что вертолетный рынок России будет переживать бурный рост еще лет 15″.
Купив вертолет, можно построить собственную площадку, но стоянка в аэроклубе обойдется дешевле – порядка 500–1000 долларов в год. Аэроклубы помогают и с решением всех юридических вопросов, техническим обслуживанием, обучением и, главное – с оформлением разрешения на вылеты.

Леонид Ярмольник, актер

Я бы с удовольствием научился водить вертолет, если бы Юрий Михайлович разрешил летать над Москвой. Пробки на дорогах просто достали! Тогда бы мы в складчину, впятером, купили маленький вертолетик и летали на работу. В этом смысле я завидую нью-йоркцам. Там те, у кого есть деньги и место, куда сажать вертолет, могут получить лицензию.
Я думал научиться управлять вертолетом, так, просто ради удовольствия. Все разузнал и понял, что на тренировки уйдет два месяца. Сейчас на это нет времени.

Правда, к техническому обслуживанию вертолета нужно отнестись особо серьезно. У компании должен быть Сертификата соответствия, выдаваемый фирмой-производителем вертолетов и утвержденный по системе сертификации гражданской авиации России. На российском рынке далеко не все компании прошли подобную сертификацию. Например, среди российских дилеров компании Robinson она есть только у «Уральской вертолетной компании URALHELICOM».
Впрочем, частных владельцев вертолетов в России еще совсем мало – по неофициальной информации, порядка 120 человек. Если правила полетов станут либеральнее, цифра эта начнет стремительно расти. Но пока основную часть полетов занимает все же бизнес-авиация.

Прагматики

По мнению Евгения Ермакова, вертолеты вообще незаменимы в качестве своеобразного аэротакси – быстро, удобно. «Мода на вертолеты как средство развлечения сильно преувеличена, – считает президент крупнейшего вертолетного центра России, – это прежде всего острейшая потребность отечественного бизнеса. При наших пространствах вертолет выполнял и будет выполнять всегда одну функцию – воздушный автомобиль для очень занятых людей».
Полеты над Москвой пока представляются малореальными, а вот летать над Подмосковьем можно почти везде. Есть воздушные зоны, куда вертолет не пустят, но их не так много. Московские власти, например, хотят организовать регулярные рейсы между столицей и регионами Центрального федерального округа. Хотя осуществить идею аэротакси в Москве Юрий Лужков фактически запретил.
Рынок бизнес-перевозок развивается очень стремительно и конкуренция на нем жесткая. А в конкурентной борьбе все средства хороши. В вертолетной компании «Москоптерлайн» ежемесячно заказывают 35–40 часов полетов. И это при том, что частным компаниям достаются жалкие остатки от перевозочной загрузки РОСТО. Авиационный директор «Москоптерлайн» Сергей Воронежев: «Если частое лицо или компании приобретают вертолеты для коммерческих пассажирских перевозок, существует целый ряд ограничений. Для того, чтобы получить официальное разрешение на такой вид деятельности, необходимо пройти специальную сертификацию, соблюсти определенные технические требования. Однако многие частники находят лазейки и переходят под флаг РОСТО, который грубейшим образом нарушает все гостребования и позволяет летать без учета необходимых мер безопасности. Как это влияет на рынок? Вот, к примеру, существует наша компания, которая тщательнейшим образом соблюдает все государственные требования. С учетом всех необходимых расходов цена одного часа лета у нас значительно больше, чем в РОСТО, целых 1700 долларов. Пассажир ориентируется на цену и выбирает РОСТО, но ведь у них даже обязательного страхования пассажира нет! Получается, что соблюдение всех норм безопасности ставит нас в очень невыгодные условия».

Научиться просто!

По наблюдениям Евгения Ермакова, большинство состоятельных владельцев вертолетов, которые в начале вовсе не собирались держать штурвал в своих руках, в конце концов пересаживаются из пассажирского в пилотное кресло: «Вертолет в принципе сумеет водить всякий, кто умеет ездить на велосипеде. Мы еще не встретили ни одного человека, который не смог бы этому научиться».
Действительно, как отмечает Директор по развитию и маркетингу компании «URALHELICOM» Елена Занина, в управлении вертолет проще, чем автомобиль, но нужно учитывать нюансы. «Первая и основная проблема, – говорит Елена Занина, – в том, что садясь впервые за штурвал вертолета, ученик не до конца осознает, что он управляет не обычным наземным транспортным средством, а будет находиться в воздухе и отвечать за жизнь своих пассажиров. Управлять вертолетом учатся обычно люди состоятельные, привыкшие к определенной свободе. Оказываясь в воздухе, они испытывают что-то вроде эйфории и могут недооценить серьезность ситуации. Существуют специальные методики и наглядные материалы, с помощью которых в нашем центре инструкторы стабилизируют состояние пилота». К ряду необычных, но все же изредка встречающихся препятствий для потенциальных вертолетчиков можно отнести проблемы с вестибулярным аппаратом. Бояться этого не нужно, утверждает Елена Занина, – все трудности решаются в процессе тренировок и обычно после 3–5 полетов проблема снимается сама собой. Главное, проявить упорство.

Евгений Ермаков, президент вертолетного центра «GALS»: «Изменения в Воздушном кодексе будут иметь революционные последствия для всего вертолетного рынка. Теперь появилась правовая база для эксплуатации вертолетов частными владельцами. Как это обычно бывает в России, потребуется время, чтобы исполнительная власть сумела реализовать в соответствующих нормативных актах поручение президента. Наша главная задача сейчас – объединиться и помочь исполнительной власти выполнить свой долг. Я надеюсь, что ждать нам придется недолго, потому что нас поддерживают те представители власти и бизнеса, которые уже приобрели вертолеты и оценили их достоинства как транспортного средства».

Пресс-служба министерства транспорта РФ: «Уже подготовлен Проект Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов гражданской авиации РФ», разъясняющих ситуацию. Готовится чтение этого документа. Министерство транспорта делает все возможное, чтобы согласования полетов были легкими. Вылет в уведомительном порядке – максимально удобная форма для малой авиации. Но вопросы безопасности все же требуют предварительного согласования полетов».

Леонид Ярмольник, актер

Я бы с удовольствием научился водить вертолет, если бы Юрий Михайлович разрешил летать над Москвой. Пробки на дорогах просто достали! Тогда бы мы в складчину, впятером, купили маленький вертолетик и летали на работу. В этом смысле я завидую нью-йоркцам. Там те, у кого есть деньги и место, куда сажать вертолет, могут получить лицензию.
Я думал научиться управлять вертолетом, так, просто ради удовольствия. Все разузнал и понял, что на тренировки уйдет два месяца. Сейчас на это нет времени.

Несбывшиеся мечты

В Москве воздушное такси очень хотел организовать руководитель авиакомпании «Атлант-Союз» Владимир Давыдов. Некоторое время назад он широко афишировал этот проект. Утверждал, что вертолетные площадки для такси будут строиться на берегах рек, крышах гаражей и крупных медицинских центров, а маршруты будут прокладывать по руслам рек, над автотрассами и промышленными зонами. Полет на таком такси обходился бы человеку в 650 долларов за час. Владимир Давыдов даже заявил, что «инструкции для полетов в воздушной зоне Москвы и согласовываются с ФСБ и другими структурами». Но мечты руководителя авиакомпании разбил Юрий Лужков. Мэр поставил крест на проекте, посчитав, что это «бесперспективные и ненужные вещи», так как никому не нужно такси, полет которого нужно согласовывать за сутки. Впрочем, было это еще до того, как президент Путин подписал закон об изменениях Воздушного кодекса.
Может, теперь Юрий Михайлович передумает?

Надежда Копытина, президент группы компаний «Ледово», участница программы «Капитал» на канале ТНТ

Я умею управлять вертолетом. И продолжаю обучаться этому мастерству. Управлять им непросто, это гораздо сложнее управления автомобилем – надо уметь пользоваться приборной панелью, анализировать скорость и направление ветра. Потому, когда использую вертолет для деловых целей, взлетаю с опытным помощником. Иногда вертолет мне нужен, как развлечение – от полетов у меня повышается настроение, хочется летать и летать. Это красиво, удобно и очень комфортно. Летаю над Подмосковьем. В детстве благодаря папе летала над Ханты-Мансийским округом, видела красоты диких краев, места добычи нефти и полезных ископаемых.
Я мечтаю о приобретении личного вертолета, но пока что пользуюсь арендованным. Моя мотивация резко увеличится, если над Москвой летать можно будет без ограничений. Но при этом я понимаю, что пока наш город мало приспособлен к таким полетам.
Считаю ли я вертолет роскошью? Роскошь – собственные яхта и ракета, чтобы в космос летать. «Ролс-Ройс» опять же роскошь, в которой приятно и комфортно быть. А вот вертолет – это больше развлечение и радость, ну и, безусловно, средство передвижения по мегаполису кратчайшей дорогой.

Как научиться летать

Теоретические занятия – 162 академических часа.
Тренировочные полеты – 42 часа
Стоимость – 15-18 тысяч долларов
По окончании обучения выдается удостоверение пилота-любителя международного образца, позволяющее летать на данном типе воздушного судна как в России так и за рубежом.

Cамые продаваемые вертолеты в России

Robinson R44
Легкий четырехместный вертолет.
Максимальная скорость – 240 км/час.
Расход топлива – 45-55 л/час.
Дальность полета – 650 км. На вертолете установлен бензиновый поршневой двигатель.
Гарантированный срок службы – 2200 часов
или 12 лет.
Цена – от $400 тысяч.

Eurocopter AS350B2
Шестиместный вертолет.
Максимальная скорость – 287 км/час.
Максимальный взлетный вес с нагрузкой – 2500 кг. Дальность полета – 666 км. Расход топлива – 147 л/час. Бензиновый газотурбинный двигатель.
Цена – $1,4 млн.

Bell 407
Шестиместный вертолет.
Максимальная скорость –
256 км/час.
Дальность полета – 710 км.
Газотурбинный двигатель.
Цена – $1,6 млн.

Enstorm 480B
Трехместный вертолет.
Максимальная скорость
230 км/час.
Стоимость летного часа, включающая текущие расходы, расходы на обслуживание и отчисления на капитальный ремонт, –
около $200.
Расход топлива – 100 л/час. Может использоваться как трехместный VIP-вертолет.
Газотурбинный двигатель.
Цена базового варианта – $890 тысяч.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest