Благодаря череде важных федеральных мероприятий, связанных с Ненецким АО , во второй половине 2011 года этот округ стал одним из самых заметных регионов страны. Итоги совещаний с участием президента и премьера РФ, секретаря Совбеза и министров правительства РФ убедительно показали, что Ненецкий АО превращается в форпост России в арктическом проекте XXI века.
При этом неожиданно для многих Ненецкий автономный округ оказался в числе лидеров по формированию своего самобытного регионального бренда. Причем бренда не только в узком понимании – как символа, знака, –но и бренда как идентичности, репутации, позиционирования в современной конкуренции территорий.
Бренд и стиль
Еще год назад в Ненецком автономном округе был разработан собственный дизайн-стиль, призванный, с одной стороны, продемонстрировать специфику арктического региона, а с другой – привлечь инвесторов новой генерации, приверженцев инновационных и экологичных технологий. В результате были отобраны четыре ключевых графических эмблемы-символа – чум, оленьи рога, рыба и капля. Последняя, по замыслу, должна была символизировать нефть. «Но группы, сфокусированные на ценностях природы, видели в ней и водные запасы: наиболее чистую реку Европы – Печору, многочисленные озера, полторы тысячи километров арктического морского побережья», – говорит советник губернатора Ненецкого автономного округа Вадим Трескин.
Новый логотип позитивно воспринимается не только жителями округа и его гостями, он также получил высокую оценку сообщества специалистов в сфере продвижения и брендинга территорий. Уже в скором времени округ планирует выпустить первые партии сувенирной продукции с новой символикой.
Бренд и качество жизни
В программе социально-экономического развития Ненецкого АО экономическое развитие региона тесно увязано с повышением качества жизни, благосостояния и безопасности населения, со строгим экологическим контролем. Эффективность этой программы подтверждается многочисленными рейтингами и исследованиями.
Так, по данным авторитетных институтов, Ненецкий АО занимает 6-е место среди российских регионов по уровню качества жизни, 3-е – по размеру заработной платы, 2-е – в рейтинге относительной кредитоспособности и 1-е – по показателю притока иностранных инвестиций на душу населения (более 9 тыс.долларов на человека в 2010 году, что почти в 6 раз больше, чем в Сахалинской области, занимающей второе место).
Кроме того, Ненецкий АО признан лауреатом Международной инвестиционной премии «Инвестиционный Ангел» в номинации «Самые инвестиционно привлекательные регионы России».
В округе создаются современная инфраструктура, которая свяжет Нарьян-Мар с европейской автодорожной системой, и магистральная волоконно-оптическая линия связи. Здесь разрабатывается программа развития ветроэнергетики, которая со временем заменит использование привозного угля. И уже сейчас проводится космическая геофотосъемка – для мониторинга экологической обстановки и учета различных аспектов хозяйственной деятельности.
Бренд и туризм
Опыт соседей Ненецкого АО по Баренцеву региону – Норвегии и Финляндии – показывает, что в Евроарктике существуют условия для развития многих направлений, в первую очередь этно- и экотуризма.
В округе немало достопримечательностей, способных привлечь туристические потоки: национальные праздники – День оленя и День ворона, грандиозные международные ежегодные гонки на снегоходах «Буран Дэй», семь чудес Заполярного района, выбранных самими жителями. Это древний Пустозерск, место ссылки мятежного протопопа Аввакума, где он почти 350 лет назад написал свое знаменитое «Житие».
В 2011 году в Ненецком АО начато строительство сразу двух ключевых туристических объектов. Это самый северный в стране Аквапарк, возводимый в столице округа, и современный этнокультурный туристический комплекс в семи километрах от Нарьян-Мара, где на пяти гектарах заполярной тундры разместятся гостиница, настоящее ненецкое стойбище, летняя концертная площадка.
В стадии разработки находится проект развития орнитологического фото-туризма – Ненецкий АО «обладает» пятимиллионным поголовьем гусей. Совместно с Республикой Коми проектируется открытие речного маршрута на комфортабельном туристическом теплоходе по реке Печоре до Нарьян-Мара – природа на берегах этой северной реки необычайно красива и уникальна, и нет сомнений, что данный маршрут составит достойную конкуренцию традиционным круизам по Волге.
А одним из ключевых направлений туристического продвижения бренда Ненецкого автономного округа могут стать специальные мероприятия в Санкт-Петербурге – Северной столице России и одном из признанных туристических центров Европы, –с которым у округа налажены устойчивые связи.