Любить по-урюпински

О том, что Урюпинск – это реальный город, расположенный в Волгоградской области нашей бескрайней родины, к великому стыду своему, я узнал только после того, как съездил в Волгоград. До этого мне казалось, что в природе такого города нет, и что выдумали его какие-нибудь смехачи, как собирательный образ российского провинциализма. Надписи «Брошу все – уеду в Урюпинск!» на майках москвичей и питерцев воспринимались мной как отчаянный протест против безумного темпа жизни, гама и ядовитых нравов крупных столичных городов. И все. Можете представить, каково было мое удивление, когда мне предложили побывать в Урюпинске. Самом что ни на есть настоящем!

Настоящим оказался не только город и прилегающие к нему окрестности, но и обитающие в Урюпинске люди. Добродушные бабушки, грызущие семечки, из которых производят едва ли не лучшее в России подсолнечное масло, местные умельцы, делающие потрясающие урюпинские сувениры, а женщины вяжут красивые платки из козьего пуха. Этими произведениями искусства восхищается даже известный кутюрье Вячеслав Зайцев. Мастер Виктор Сивогривов, например специализируется на нагайках – не только атрибуте казака-наездника, но и грозном казачьем оружии. Вдруг когда пригодится? Память о временах, когда здешние вольные люди охраняли границы Российского государства от врагов, жива до сих пор. Недаром Урюпинск, раскинувшийся на берегах красивейшей реки Хопёр, на протяжении нескольких веков был одним из центров казачьей культуры. Гордостью урюпинских казаков считается Покровская церковь, построенная в 1792 году и служивая главным храмом хоперского казачьего округа. Наряду с Шемякинской дачей – уникальным лесом, где сохранились дубы возрастом 350 и более лет, Покровская церковь является символом города.
Удалось мне повидать и единственный в нашей стране гранитный памятник козе – как ее здесь называют «козе-кормилице». Говорят, у того, кто сфотографируется на его фоне, судьба будет счастливой. Я сфотографировался пять раз, так – на всякий случай.
А какая там природа! В свое время именно она здорово подвела французского художника и публициста Жана Лу Трассара. Ему, автору десятков книг, советнику правительства Миттерана в конце 80-х было поручено написать книгу о красотах России. В число городов, которые он посетил, попал и Урюпинск. Здесь настырный француз отказался от официальной программы, предложенной властями, попросив лишь велосипед для работы. Итогом его велосипедных поездок по городу стала книга «Провинция России» и сердечная рана, которую ему оставила местная официантка Люба. Тщетно француз уговаривал урюпинскую красавицу уехать с ним во Францию, соблазняя ее родовым замком, высоким уровнем жизни на его родине и низким уровнем преступности. Официантка Люба покидать Урюпинск отказалась, решив, что ей и дома не плохо. Здесь хоть и родовых замков не водится, но своих красот хватает. Да и бросать любимого мужа даже ради пылкого французского богатея – не по-урюпински.

Почему Урюпинск стал Урюпинском?

Говорят, что во времена сталинских репрессий в Урюпинск ссылали творческую интеллигенцию: советских художников, поэтов, писателей, музыкантов. Оказавшись после столичной роскоши в маленьком ничем не примечательном городке под Сталинградом, представители бывшей богемы и окрестили Урюпинск столицей русской провинции – обидно же!

Геннадий Петров



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest