Сейчас развлечений хоть пруд пруди: театры, кино, клубы на любой вкус, на худой конец – телевизор и компьютер. Полтора века назад нашим предкам не так везло, даже у представителей высшего света возможностей поразвлечься было не слишком много. Пиры, балы и театр по праздникам…Да вот еще псовая охота. Охоте дворяне отдавались самозабвенно, собираясь большими компаниями и уделяя этому интереснейшему процессу недели и даже месяцы. Что же представляла собой охота XIX века?
Охотничьи приготовления
На конной туристической базе «Аван-пост», расположившейся неподалеку от города Можайска, под самыми стенами Лужецкого монастыря, уже несколько лет зимой проводится праздник «Большая псовая охота». Более 50 человек получают возможность на несколько часов перенестись из века XXI в век XIX.
Удивительно, но псовая охота была уже практически забыта. Наши предки выезжали в поля на лошадях и на протяжении весьма продолжительного времени охотились на различную живность. Так почему бы и сейчас не предоставить людям возможность хоть несколько часов пожить этой охотничьей жизнью, со всеми ее радостями и перипетиями?
– Первый раз я поехала на подобную охоту осенью, – рассказывает Мария, одна из участниц мероприятия. –Побывали в полях, в лесу… Новые люди, новые впечатления, новые эмоции. Девушки, чтобы сесть на лошадь, поднимались по специальной лестнице, иначе в платьях забраться в седло просто невозможно.
– Есть хорошая книга – «Записки мелкотравчатого» Егора Дриянского, –делится частью секретов подготовки охоты директор «Аванпоста» Евгений Матузов, гарцуя на лошади перед строем будущих охотников. – Это, пожалуй, лучшее, что я читал по данному вопросу, – записки очевидца, который был мелкотравчатым (держал несколько борзых собак). Он был помещиком и на своей лошади, со своими собаками присоединялся к большой охоте. Большая, комплектная охота – это когда множество помещиков – мелкотравчатые, владельцы свор борзых собак, стай гончих – собираются вместе, чтобы поохотиться и пообщаться. Мы почерпнули из этой книги многое о традициях и правилах проведения псовой охоты. Да и Толстой тоже замечательно описал подобную охоту в эпизоде травли волка в романе «Война и мир»… Естественно, мы изучили и другие источники и стали в этом деле настоящими профессионалами. Сегодня стараемся полностью воссоздать атмосферу тех лет – знаем все традиции, знаем, что происходило в полях, как шла охота. Чтобы хоть частично представить себе это, надо сесть на лошадь и верхом, с борзыми собаками пробыть в полях несколько часов.
Участники охоты весьма походят на своих не столь уж и далеких предков. К выезду готовятся 100 человек, одетых в костюмы XIX века. Здесь и новички, впервые севшие в седло, и знатоки, давно увлекающиеся конным спортом. За новичками присматривают инструкторы, чтобы те, не дай бог, не получили травму.
К выезженной под охоту лошади предъявляются особые требования. К примеру, при появлении на дороге чего-то неожиданного лошадь не должна шарахаться в сторону. Но важнее всего, чтобы человек мог в любой момент, натянув повод, ее остановить. И все же, несмотря на все предосторожности, подобная охота остается весьма экстремальным видом спорта.
– Мы можем с уверенностью заявить, что приняли все меры по обеспечению безопасности наших гостей, –уверяют в «Аванпосте». – Особенно в отношении тех, кто первый раз сел верхом. У них специально выезженные лошади, у каждого есть инструктор. Люди же, которые охотятся давно, – это уже профессионалы. У них свои собственные лошади, и они сами за себя отвечают. Конечно, на охоте возможно всякое, тут ведь нет дорожки, по которой мы точно проскачем.
Пионеры ролевого туризма
– Все это для нас не коммерция, – рассказывает Евгений Матузов. – Мы в свое время, давно еще, как-то попытались сделать туры для богатых, раскрыть всю красоту охоты для тех, у кого есть деньги. Но очень быстро от этого отказались. Люди, располагающие средствами и считающие себя богатыми, чаще всего не хотят жить в наших скромных условиях. Все, что их интересует, – это сидеть, пить водку, а вокруг чтобы девушки в костюмах бегали. Но это неинтересно нам.
Сейчас на можайском «ранчо» проводятся несколько ежегодных ковбойских фестивалей, различные тематические конные походы и многочисленные костюмированные конные охоты. Кроме того, на заказ организовываются любые приключения, связанные с конным спортом, будь то быт средневекового рыцарства или цыганского табора. Все проекты идут под общим названием «Ролевой туризм».
– Это совершенно особый вид отдыха, у нас, в России, пока не распространенный, – продолжает свой рассказ Евгений Матузов. – Он заключается в том, чтобы переноситься во времени и пространстве без всякой фантастической техники. Берется какая-то тема, и мы, как организаторы, восстанавливаем все связанные с ней события. Наша задача сделать так, чтобы участники проектов столкнулись с теми сложностями и проблемами, которые стояли перед людьми, чьи роли они условно играют. Например, если человек хочет вжиться в роль цыгана, он не должен просто переодеться и танцевать у костра. Он должен ночами толкать кибитки, спать в них, оказаться без денег и пытаться заработать эти деньги в течение нескольких дней. Лишь по прошествии какого-то времени человек поймет, как в действительности жилось цыганам в кочевом таборе.
Какого-либо сценария в ролевом туризме, в отличие от ролевых игр или реконструкторской постановки, не предусмотрено. Все разворачивается стихийно. Люди действуют не по заранее разработанному сценарию, а по своему собственному разумению. Аванпостовцы даже специально убеждают участников своих программ: не играйте, ведите себя в данной ситуации так, как считаете нужным. Организаторы создают соответствующий антуражи ставят перед людьми условия различных задач, которые те должны выполнять. И участники понемногу, сами того не замечая, забывают, что у них было в Москве, где они работают, кто они вообще такие, и, решая насущные проблемы своих персонажей, погружаются в среду выбранной ими культуры.
Откуда же черпают информацию организаторы подобных туристических приключений? Основной источник вдохновения – это конечно же разнообразная литература и архивные записи. В меньшей степени помогают картины, фильмы, телепередачи, но и они бывают отнюдь не бесполезны.
По словам аванпостовцев, прежде чем организовать погружение в жизнь, скажем, Дикого Запада, необходимо как минимум полгода просидеть в архивах. Понимание того, чем в действительности жили ковбои, с какими трудностями сталкивались, как зарабатывали себе на жизнь, как развлекались, приходит лишь по прошествии времени, и тогда уже можно выходить, что называется, в поля.
Перед началом охоты всем участникам действа подносят «стременную чарку» водки. Ни о каком злоупотреблении речь не идет, но и без этого никуда –традиция. После того как все опрокинули чарки, Евгений Матузов, как главный распорядитель охоты, наконец объявляет о ее начале, и конные потихоньку выдвигаются в поля. Журналистов вывозят на микроавтобусах к смотровой площадке, с которой можно наблюдать, как охота проходит в одном из полей. Драйв и возбуждение от действа, надо сказать, ощущаются даже на расстоянии. Наблюдение за охотой раззадорило даже тех, кто не пожелал выбираться из маршруток на мороз, предпочтя смотреть через окна.
Как поведали инструкторы «Аван-поста», мы наблюдали так называемую «ровняшку» – способ охоты, при котором загонщики, выстроившись цепью на расстоянии 10–25 метров друг от друга, идут полем, поднимая залегшую на дневку дичь (чаще всего зайца или лисицу). Дальше почти все зависит от мастерства борзых. Когда охотники поднимают зверя, борзятник спускает свою свору, и собаки начинают погоню. Борзые развивают скорость до 90 км в час. При этом они ориентируются не на нюх, а на зрение и могут увидеть зайца или лисицу на расстоянии до километра.
Вслед за борзыми направляются конные. Охотники должны держать дистанцию, иначе в момент поимки зверя можно не успеть затормозить и налететь на борзых. Всадники разбиваются на левый и правый фланги, главная задача которых – отсечь зверя от леса. В зарослях ему проще уйти, да и для собак это опасно. В охотничьем азарте борзая может налететь со всего маху на дерево и покалечиться.
Впрочем, несмотря на всю серьезность «большой псовой», защитники животных могут спать спокойно. Ни один зверь во время охоты не пострадал. Как говорил знакомый всем герой известной киноленты, «смысл русской охоты в том, что зверя надо накормить и напоить». Вот почти также и на аванпостовской охоте. Кормить зверя, правда, организацией охоты не предусмотрено, зато представителю дикой фауны обычно позволяют невозбранно скрыться в лесах, для чего охотники вовремя отрезают свору собак от счастливой «дичи».
На этот раз организаторы решили взять на охоту лишь нескольких собак, уж больно много зайцев развелось в окрестностях Можайска в этом году. Удержать под контролем борзых удается лишь когда их немного, а «крови» аванпостовцы совсем не хотели.
Пройдя первое поле, новички, впервые очутившиеся в седле, направились обратно на базу. Обсудить результаты охоты.
– Это очень здорово! – рассказывает новичок Андрей. – Сидя на лошади, ощущаешь себя каким-то совершенно другим человеком. Просыпается первобытный азарт, желание погони, бешеной скачки.
– Ощущения от галопа не передать словами, – вторит Андрею еще один участник охоты, Денис Грачев. – Эту скорость невозможно прочувствовать ни на одном «железном коне», будь то велосипед, мотоцикл или автомобиль. Это живая природа… Слов нет. На охоте я впервые, однако впечатления потрясающие. Я очень доволен и буду посещать каждое такое мероприятие.
А вот продюсер и режиссер Артем Артемьев опытный наездник. Он с лошадьми с детства, но охотой впечатлился не меньше.
– Потрясающе! Просто космические ощущения! Нам повезло и с погодой, и с видами! Добро пожаловать в конный спорт – это самое лучшее для здоровья. Самое большое впечатление от красоты вокруг – замерзшие поля и реки… Виды здесь просто потрясающие!
Организаторы дворянской охоты улыбаются, понимая возбуждение новоявленных охотников. Еще бы! Сами когда-то через это прошли и довольны, что смогли поделиться радостью с другими.