Душа смоленской усадьбы

В 1942 году, находясь в эмиграции в США , автор хрестоматийной «Трехгрошовой оперы» Бертольд Брехт пишет о невозможности творить в то время, как идет битва за Смоленск, в которой должна решиться судьба мира: «Писать стихи здесь, даже на актуальные темы, означает замкнуться в башне из слоновой кости, это все равно, что вдруг сделаться ювелиром… Такая поэзия является письмом в бутылке. В битве за Смоленск решается, среди прочего, и судьба поэзии».

Глядя из XXI века на события середины века XX, можно смело сказать, что судьба поэзии конечно же решилась в положительном ключе. И с разгромом на Смоленщине немецко-фашистских захватчиков слово, способное описать величие природы, гармонию человеческих отношений, снова стало востребованным.

Но еще раньше, в веке XIX, именно в Смоленской земле, в дворянских гнездах родился сам русский литературный язык, способный вместить целый мир…

Без ума от «Хмелиты»

В первом ряду дворянских усадеб Смоленской земли, безусловно, стоит «Хмелита». В конце ХVIII – начале ХIХ века ее владельцем был Алексей Грибоедов, родной дядя великого драматурга Александра Грибоедова. Проведя в ней свои детские и юношеские годы, юный Саша Грибоедов нашел здесь и образы персонажей для бессмертного «Горя от ума», и само вдохновение для создания шедевра.

Для привлечения туристов и полноценного развития музея, конечно, хватило бы одного имени замечательного русского литератора и патриота, но, как ни удивительно, история «Хмелиты» связана и с другими талантами.

В разное время здесь останавливались или подолгу жили философ А.С. Хомяков, министр образования при Николае I, автор формулы «православие, самодержавие, народность» С. С. Уваров.

Герой Синопа и Севастополя адмирал П. С. Нахимов родился и был крещен в расположенной ныне на территории музея-заповедника усадьбе «Горки». Здесь же начинал свою врачебную и литературную деятельность писатель М. А. Булгаков. В середине 1990-х в восстановленном главном усадебном доме «Хмелиты» открылся первый и пока единственный в России музей Грибоедова, рассказывающий и о жизни других его, не менее знаменитых обитателей и соседей. Регулярно в начале июля в «Хмелите» проходит Нахимовский праздник, отмечаемый вместе с днем рождения великого русского флотоводца.

Мелодия «Новоспасского»

Дубы, вязы, липы, живописные поля, заросшие пруды… Над этим раскинувшимся вокруг природным великолепием возвышаются два этажа и фронтон центрального дома усадьбы Глинок – одной из известнейших дворянских фамилий Смоленщины. Сегодня в усадьбе работает мемориальный музей М. И. Глинки, прославившего свой род и эти места создателя русской национальной композиторской школы. Основанный по инициативе Союза композиторов музей является первым и единственным музеем автора опер «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Экспозиция, наполненная прижизненной мебелью, деталями интерьера, личными вещами композитора, посвящена как новоспасскому, так и петербургскому периодам его жизни и деятельности. Экскурсоводы проведут вас по анфиладе главных комнат усадьбы и познакомят с убранством парадного зала, столовой, бильярдной, рабочих кабинетов, своеобразной менажереи – комнаты птиц.

Каждый год в начале лета проводится музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки, торжественный финал которого, разумеется, проходит в «Новоспасском». Сюда съезжаются не только любители русской национальной оперы, но и все, кому не безразлична история национальных культуры и искусства, и просто те, кто находит очарование в неспешных прогулках по парку «Новоспасского», где сохранилось несколько сот вековых деревьев, среди которых под особой охраной девять дубов, посаженных самим М. И. Глинкой. Еще зеленеет и дуб-исполин, под которым композитор черпал вдохновение, когда сочинял партитуру «Руслана и Людмилы».

В усадьбе вам наверняка расскажут чудесную и одновременно трагическую историю колоколов усадебной Спасо-Преображенской церкви. Колокола, звуки которых были перенесены композитором в партитуры опер, чудом пережили революцию 1917 года.

Но чтобы спасти их от немцев в 1941 году, священник местной церкви с помощью селян затопил колокола в Десне и даже под пытками не выдал врагам место затопления. После войны один из колоколов был поднят со дна реки и сейчас находится в экспозиции Смоленского краеведческого музея.

Аисты в дворянском гнезде

«Герчики» – усадьба с романтическим названием и удачным расположением – столь же удалены от городской суеты, сколь пространно меню ресторана, что приютился под крышей разместившегося в нем парк-отеля. Господский дом, основанный в 1783 году, и 20 га прилегающей территории – бывшие владения дворянского рода Корбутовых, несколько раз переходившие затем из рук в руки.

Нынешними владельцами в бывшем родовом гнезде заботливо и с отменным вкусом устроен небольшой парк- отель с прилегающим к дому травяным партером, строящимися гольф-полями, дорожками, ведущими к живописным руинам усадебной церкви, шатрами под открытым небом и прочими радостями тихого сельского отдыха.

Не случайно по соседству с усадьбой свили свое гнездо аисты, спокойно взирающие сверху на людскую суету, в изрядном количестве приходящую в «Герчики» во время облюбовавших усадьбу свадеб и корпоративов.

А гнезда ласточек, свитые прямо на стенах усадебного дома, только вторят им, подтверждая правильность выбора каждого, кто сюда попадает… ОВР-СПРАВКА

По численности дворян Смоленская губерния занимала третье место после Москвы и Петербурга. Перед отменой крепостного права в губернии было не менее 2,5 тысячи дворянских усадеб. В провинциальной России усадьбы играли исключительную роль. Они становились центрами европейской материальной, художественной, интеллектуальной и технической культуры. Дворянские усадьбы не только цивилизовали российскую провинцию, но и объединяли огромную страну в единое культурное пространство. Усадьба была экономическим и административным центром поместья. Здесь находились конторы, амбары, конные и скотные дворы, птичники, хлебные и фуражные магазины…



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest