Эксперты и чиновники сегодня сильно озабочены развитием внутреннего туризма, однако для нашего человека, которого не пугают ни дороги, ни дураки, в этом плане важнее другое: был бы хороший, надежный автомобиль и желание путешествовать. И тогда поездка по родным ухабам и даже по заморским красотам — не такое уж и трудное дело. Главное — решиться, уверен хабаровчанин Евгений Тараканов. Если путешествие на машине тоже ваша мечта, читайте об опыте нашего гостя.
Первое путешествие на машине
— Детство мое прошло в городе Сковородино Амурской области, — вспоминает Евгений. — Тогда самой крутой машиной считалась «Волга». Мы с друзьями на великах постоянно ездили на природу, даже до Благовещенска пытались добраться… После школы я поступил в хабаровский политех на автодорожный факультет. И вся моя жизнь была связана с дорогами. Всегда мечтал съездить на машине не только по нашему краю, но и куда-нибудь подальше. Первая дальняя поездка была с внуком на Байкал. Потом решился съездить до Омска, потом в Европу, а в этом году и в Турции побывал! Евгений Тараканов и датская «Русалочка» Начинал автотурист Тараканов с небольших вылазок в Приморье. Ему по душе путешествия на автомобиле, это дает неограниченную свободу в перемещениях и возможность не планировать ничего заранее, ведь каждая поездка — это приключение.
— Самая первая поездка в 1976 году, к сожалению, не удалась, — сетует Евгений. — С однокурсником решили рвануть во Владивосток на мотоцикле. Дороги были убитые, доехали до Бикина, попали под дождь. Переночевали под мостом, а потом в Лучегорске напарник мой заболел. И нам пришлось вернуться… Потом, уже с семьей, мы путешествовали в Приморье на «Ниве». Купил ее новую в 1985 году. В то время такие поездки считались экстримом: ни дороги, ни сервиса, страшновато было, но мы ехали. В одно и то же место старались не ездить. Потом у меня были автомобили «Волга», сменил несколько микроавтобусов, и каждый год мы ездили на море, — вспоминает он.
Сейчас Евгений Тараканов путешествует на «Тойота Прадо», объехал родные края и уже полтора десятка стран, сотни тысяч километров. Цель поездок – посмотреть достопримечательности, а не оценивать кухню или загорать. Он прекрасно обходится без шопингов. Основные расходы – проезд, еда и ночлег. Меньше тратишь – больше ездишь. Но при таком подходе сложно найти напарника: одни по возрасту, другие по здоровью, третьи по интересам не подходят.
— В 2012-м нашелся единомышленник, и мы поехали «куда доедем»: он — на корейской машине, я с внуком — на «Прадике», — продолжает собеседник. — Полгода готовились морально. Маршрут составляли, читали на форумах отчеты автопутешественников. Доехали мы через Сочи до Анапы, искупались в Азовском море, и дальше наши пути разошлись. Мы с внуком заехали на Алтай — родину моей мамы, побывали в Сростках и на Телецком озере, далее путь лежал домой. Тысяч 30 километров намотали за поездку!
Потом вечерами Евгений читал форумы и мечтал, куда бы еще сгонять. Однажды прочитал, как пенсионер-приморчанин на старенькой «Тойоте Королла» добрался до Парижа! Ну и как тут можно было не «завестись»: может, и я доеду, размечтался Евгений.
Покорение Европы
— Сначала идея казалась несбыточной, не нашел я понимания у родных и друзей. Но в позапрошлом году точно решил — всё, еду! — рассказывает путешественник. — Начал подготовку с составления маршрута, а сроки меня не ограничивали, я уже был на пенсии. В принципе, страшно не было, опыт уже был. В Новосибирске ко мне подсел товарищ, и поехали мы покорять Европу!
Поехали через Белоруссию, там пробыли три дня, потом через Польшу в Германию. Со слов Евгения, через границу первый раз проходить на авто было даже любопытно. Шенгенскую визу оформлял в Хабаровске по приглашению друга из Германии. Для въезда в Грузию и Турцию достаточно загранпаспорта. И к «правому» рулю претензий нигде не было. Все прошло просто, минут за 20. «Мечту свою осуществил: увидел Париж, проехал под Эйфелевой башней!»
— Из Германии через Бельгию и Нидерланды мы прибыли в Париж. Потом оказались в Дании… Маршрут корректировали в каждом городе. В наше время с помощью навигатора все просто, — рассуждает Евгений. — Забиваешь в интернете «10 достопримечательностей», выбираешь парочку наиболее интересных мест и поехал. В музеи и соборы мы не заходили, смотрели со стороны. Однако в Дании мой напарник стал плохо себя чувствовать, проблемы с сердцем — ему пришлось вернуться на самолете домой, а я один поехал дальше.
Многие знают, что один из турсимволов Дании – это андерсеновская Русалочка: без этого памятника не обходится ни одна экскурсия по Копенгагену.
— Я решил ее найти, — говорит Тараканов. — Поставил машину на стоянку и пошел пешком. В порту услышал русскую речь, они-то и подсказали мне, куда идти. Кстати, русскоговорящих людей очень мало встречалось на моем пути. А Копенгаген мне понравился – многолюдный, шумный, в общем, симпатичный город. Дальше выбрал самый короткий и, как оказалось, зрелищный маршрут — через тоннель въезжаешь на самый длинный мост Европы, съехав с него, оказываешься в Швеции. «Походил по городу Флом, сходил на экскурсию».
По словам Евгения, без навигатора в Европе делать вообще нечего. Если на трассах с указателями у них все в порядке, то в крупных городах проехать к какой-то достопримечательности самому, в условиях интенсивного движения и разнообразных развязок — очень сложно.
— Из Швеции я поехал в Норвегию. Походил по городу Флом, сходил на экскурсию. Интересная страна, с многочисленными тоннелями и развязками, природной красотой и уютными городками. Вернулся в Швецию и из Стокгольма на пароме перебрался в Эстонию. Благо, билет стоит совсем недорого, — поделился Тараканов.
В Таллине Евгений бывал ещё студентом. Покружил полдня по городу, увидел знакомые места, а также много нового. Оттуда отправился в Ригу, дальше в Москву и домой. Так, за эту поездку Евгений посетил аж 13 стран.
Горные трассы
А совсем недавно, в июле, Евгений вернулся из еще одного путешествия.
— В этот раз по плану у меня была Турция, — говорит он. – По пути заехал в российские крупные города — Омск, Новосибирск, Красноярск. В Кисловодске заехал к одногруппнику, с ним поехали на Эльбрус, поднялись на самый верх. Горы, конечно, впечатляют!
Затем Евгений зарулил в Грузию. Посетил пять городов, из достопримечательностей – разрушенные старинные крепости, исторические города Кутаиси, Батуми… Катался три дня, впечатлений много, и от Турции чуть было отказался. Доехал до Эльбруса
— Уже на границе заехал на заправку, — вспоминает он. — Один грузин увидел русские номера, подошел ко мне. Оказалось, он служил в Хабаровске, тесен мир! Пообщались немного, и он воодушевил меня все-таки съездить в Турцию. Там я посмотрел ряд маленьких городов, немного не доехал до Стамбула. А хотел побывать в Анталии, но посчитал – это более 5000 километров и займет дней 10.
Свой короткий маршрут Евгений прокладывал в обход платных трасс. Для этого надо покупать специальную виньетку на лобовое стекло. Иначе можно заработать хороший штраф. И, не зная языка, здесь очень тяжело передвигаться, да и русскую речь услышишь крайне редко. Так добрался хабаровский автотурист до Черного моря, искупался и обратно в Батуми. В итоге проехал 22 тысячи километров в обе стороны. И ни разу не менял покрышки…
Советы бывалого
— На заправках в Европе удобно, — делится Евгений. – Подъехал к колонке, вставляешь «пистолет» и льешь, сколько надо. И только потом идешь платить. Не надо бежать и просить «включить колонку №3, 95-й, до полного, за наличку»! А рядом с заправками там везде кафешки и ресторанчики…
Ради безопасности Евгений всегда планирует маршрут так, чтобы не ехать ночью, когда водитель должен спать. Часто при этом он ночевал в авто. Благо, у него для дальних поездок все продумано: задние сидушки убираются еще в Хабаровске, на пол кладешь спальник и спокойно спишь. Это просто и бесплатно. Но так не каждый день, конечно: все ж для полноценного отдыха порой нужна гостиница с душем или кемпинг. В Красноярске возле моста «Коммунальный».
— По Европе ездить одно удовольствие, — утверждает путешественник. – Очень понравилась организация дорожного движения. Все продумано до мелочей. Светофоры висят над каждой полосой. Даже не зная языка, ориентируясь только по указателям, понятно — куда ехать, сколько и где свернуть. Никто не хамит, не подрезает, по обочинам не обгоняет. Просто изумительное состояние дорог и придорожного сервиса. Одним словом — Европа!
Много площадок для отдыха с туалетами, душем, детскими площадками, столиками и ухоженными газонами, что делает путешествие на машине особенно комфортным. Утром выпил чашку кофе и — в путь!
За державу обидно!
— Сейчас в России и крае пытаются что-то делать, но еще очень далеко нам до Европы, — волнуется Евгений. — Строят сейчас и у нас стоянки, кафе, туалеты нормальные. Но построить это одно, надо еще и следить постоянно за всем. Народ, конечно, и там есть не совсем культурный, те же дальнобойщики, мусорят на стоянках. Но, увы, по сравнению с нами — там порядок…
В той же Грузии контейнеры стоят на каждом углу, мусор, где попало, не валяется. Пока едешь из Хабаровска, кажется, что и у нас все неплохо, но когда возвращаешься — становится обидно за нас!
— Куда бы хотелось вернуться? В принципе я свою мечту осуществил. Увидел Париж, Триумфальную арку, под Эйфелевой башней проехал, прокатился по автобанам. Но хотел бы все-таки побывать на мысе Рок в Португалии. А так все страны по-своему интересные. Да и в России я для себя открыл многие города. Очень меня удивил Кемерово красивыми местами, уютный Омск и Казань — интересный, законченный такой городок…