MICE предлагать!

Само понятие «деловой туризм» (business travel) возникло не так давно. В США — немногим более ста лет назад, в Европе — в пятидесятых годах прошлого века. Оно складывается из нескольких ключевых слов, которые образуют широко применяемую специалистами англоязычную аббревиатуру MICE: Meetings (встречи), Incentives (инсентив-мероприятия)*, Conventions (конференции), Exhibitions (выставки).

Место встречи изменить нельзя

Развитие делового туризма у нас началось в середине 1990-х. С авиабилетов. И если в странах Западной Европы продажа авиаперевозок составляет лишь 15-20% от общего объема рынка делового туризма, то в РФ она остается основной составляющей индустрии бизнес-путешествий (около70%). Однако в последние годы ситуация начала меняться, и все более весомое значение приобретает собственно сектор MICE.
Пока участники рынка делового туризма, как турфирмы, так и их клиенты, в основном сосредоточены в двух городах – Москве и С.-Петербурге. Число фирм, предоставляющих полный комплекс услуг бизнесменам, сравнительно невелико — около 15-20 компаний. Это, во-первых, представительства западных сетевых корпораций, таких как American Express Travel Services, Carlson Wagonlit Travel, Rosenbluth International и BTI Russia. Во-вторых, собственно операторы по деловому туризму – «Аэро Клуб», Andrews Travel House, Infinity Travel, UTS, Aerotour, группа компаний «Конкорд», «МОСКО», «Эпик Тревел», «Элиос Тревел» и некоторые другие. В последнее время крупные компании стали формировать собственные отделы для обслуживания бизнесменов и корпоративных клиентов.
Конкуренция между многопрофильными операторскими компаниями и фирмами, специализирующимися на организации деловых поездок, сейчас обостряется, особенно в сегменте, связанном с выставочной деятельностью. «Обычные» турфирмы часто не в состоянии сформировать турпакет так, чтобы он полностью соответствовал требованиям заказчика-бизнесмена. Ведь при подготовке MICE-мероприятий очень важна отработка так называемой маркетинговой смеси (marketing mix) из «четырех Пи», т.е. товара (product), места (place), цены (price), продвижения (promotion). Многое зависит от места проведения встречи (destination). Не зря у специалистов MICE в ходу выражение: «В нашем бизнесе есть три важные вещи: место, место и еще раз место».

Не скупясь, но экономно

Хотя деловые путешествия в общем потоке составляют всего 20-25%, на них приходится до 60% общего оборота туриндустрии. Благодаря взрывному росту числа деловых контактов, деловой туризм признан одним из наиболее выдающихся экономических феноменов XX века. Он считается особенно перспективным из-за своей внесезонности, прогнозируемости и ориентации на клиента с высоким уровнем дохода. Так, по данным ВТО, общее число деловых поездок сейчас оценивается приблизительно в 600 млн. в год, и оборот этого рынка исчисляется сотнями миллиардов долларов…
Мот или скряга “деловой турист”? Ни то и ни другое. Имея в своем распоряжении достаточно финансовых средств, он вместе с тем, рассчитывает на очень четкое исполнение оговоренных услуг. Строго говоря, к MICE компании предъявляются два основных требования – широкий спектр предлагаемых услуг и профессиональная оптимизация расходов заказчика. И если первое условие – возможность заказать все необходимое для поездки в одном месте – вполне очевидно, то второе не столь тривиально. По той же статистике ВТО, уровень расходов туриста-бизнесмена в три раза превышает расходы среднего отдыхающего. Поэтому цена становится одним из главных факторов при покупке бизнес-тура, и специализирированная фирма старается на 20-25% снизить расходы своего клиента. Оптимизация расходов клиента – еще одна из “площадок” конкурентной борьбы.

Познакомились – подружились

Характерной особенностью индустрии MICE считается формирование у турфирм круга постоянных клиентов. После совершения одной-двух «ознакомительных» поездок, с оператором заключается долгосрочный договор на корпоративное обслуживание. Немаловажным критерием при выборе провайдера туруслуг становятся личные отношения. На вопрос «на основании чего ваша компания осуществляет выбор гостиниц в Москве», наиболее часто корпоративные клиенты отвечают, что по традиции или рекомендации. Именно индивидуальный подход к заказчику является признаком «фирменного» стиля работы турфирм в секторе MICE. Даже несмотря на «стандартные турпакеты» (чаще всего это касается посещения выставок), каждая деловая поездка – есть формирование по сути нового турпродукта. Естественно, это предъявляет повышенные требования к квалификации MICE-менеджеров. Часто на первый план выходит необходимость сверхоперативной обработки заявки. Если поездки на конгрессы или участие в выставках, как правило, планируются заблаговременно, то в остальных случаях этот бизнес остается довольно спонтанным.

Такая сложная Россия

В последние годы интерес к бизнесу в России увеличивается как со стороны российских бизнесменов, так и со стороны западных компаний. География туров охватывает все больше региональных центров Северо-Западного округа, Урала, Южной Сибири. Особенно динамично развивается внутренний деловой туризм. Ведь через турфирмы можно добиться существенных скидок на проживание по сравнению с опубликованными тарифами.
В то же время гостиницы, транспорт, питание, системный сервис, партнерские связи, деловая культура и многое другое, что составляет основу любой национальной туристической отрасли, в России находится преимущественно в зачаточном состоянии. В частности, организация групповых поездок на выставки сопровождается значительными финансовыми рисками. Гостиницы на время массовых мероприятий устанавливают очень жесткие условия бронирования. Штрафы могут взиматься даже при «заблаговременном» в обычном понимании этого слова аннулировании – за 2-3 месяца до поездки. Часто отели работают только на условиях полной предоплаты, что требует дополнительных оборотных средств.
Однако и в таких условиях деловой туризм в России все же развивается. Отдельные наши фирмы умудряются работать прибыльно и, главное, без нареканий от все более и более привередливых клиентов.

Джет по-деловому

Требование деловых людей к мобильности и оперативности породило новый сегмент рынка делового туризма. Мировой парк бизнес-авиации – это преимущественно реактивные самолеты, т.н. бизнес-джеты. Сейчас их около 12 тыс. Этот сегмент развивается и в нашей стране, причем объемы перевозок здесь растут заметно быстрее, чем в среднем по отрасли – примерно на 10-15% ежегодно. На бизнес-перевозках специализируются около полутора десятка российских авиакомпаний и авиаброкеров, таких как «Авком», «Авиамост», «Газпромавиа», «Феникс», «Служба 11», «Аэробизнессервис» и др.
Наша бизнес-авиация могла бы развиваться еще динамичнее, если бы не прорехи в законодательстве. Если на Западе заявка на выполнение рейса бизнес-авиации носит уведомительный характер, то в нашей стране этот документ должен быть одобрен со стороны авиационных властей, на что уходит порядка трех суток. И это при том, что на западные авиакомпании, выполняющие полеты в РФ по правилам МВЛ, это правило не распространяется, – они получают разрешение в течение нескольких часов. Но, как бы то ни было, несмотря на высокую стоимость услуг (от $700 до $6,5 тыс. за час полета), деловой авиацией в нашей стране ежегодно выполняется порядка 7 тыс. рейсов.
Постепенно совершенствуется и инфраструктура российских аэропортов. Воздушные гавани Москвы, С.-Петербурга, Красноярска, Новосибирска уже готовы предоставить бизнес-путешественникам вполне солидный перечень услуг. Например, во втором терминале Шереметьева начала работу новая система обслуживания авиапассажиров — fast track, т.е. индивидуальное сопровождение пассажира в аэропорту с экспресс-проходами всех необходимых процедур. Эта услуга, уполномоченным оператором которой вступает компания Aerotour, позволяет пройти регистрацию на рейс, паспортный и таможенный контроль за 12-20 минут, и сейчас пользуется спросом преимущественно у корпоративных клиентов и организованных групп. В подавляющем большинстве случаев fast track заказывается при прилете в Москву. В дальнейшем эта практика может быть распространена и на первый терминал аэропорта. Значительный объем услуг предоставляется бизнес-туристам в аэропорту Домодедово.

Полный набор инструмента

Всякое офисное здание у нас именуется бизнес-центр. На самом деле бизнес-центр – это организация, предоставляющая целый набор деловых услуг. Офисы в аренду, в том числе. Совершенно очевидно, что спрос на офисные помещения и деловые услуги высокой категории в России обозримого будущего будет постоянно расти.
Деловые поездки формируют спрос на индивидуальное обслуживание по высшему разряду с размещением в хороших отелях, закреплением на весь день автомобилей и прочее. Наиболее популярным для деловых визитов является первый класс с повышенным спросом на одноместное размещение. Дальновидные руководители гостиничного бизнеса хорошо понимают, что деловые путешественники нуждаются в особых условиях проживания и в услугах, которые не требуются “обычным туристам”.
Компании, занимающиеся MICE, предлагают своим клиентам как отдельные услуги, так и комплексный пакет. В него включаются визовая поддержка иностранным участникам конференций, трансфер, бронирование мест в гостиницах, организация ресторанного обслуживания, аренда залов для проведения конференций, подготовка фуршетов, банкетов, предоставление услуг синхронного перевода и необходимого для этого оборудования. По желанию клиента в пакет включаются экскурсионные программы и развлечения, к примеру, “камерный” гольф или крикет прямо в конференц-зале.

И все-таки мы похожи

В мировой структуре превалируют индивидуальные деловые поездки. Примерно равные доли приходятся на поездки для участия в конференциях и семинарах, посещение выставок. В нашей стране, как показывает статистика, картина несколько иная.
По данным ВТО, объемы реализации услуг в индустрии MICE распределяются следующим образом. Порядка 70% продаж приходится на индивидуальные деловые туры, около 13% — на конференции и семинары, 11% — посещение и участие в выставках, по 3% — на конгрессный и инсентив-туризм. В российских условиях это соотношение несколько иное. Так, например, у компании UTS на индивидуальные деловые туры приходится около 45% продаж, выставки – 40%, конференции – 10%, инсентив – около 5%. При этом граница между конференциями и инсентив-туризмом довольно условна.
А вот запросы западных и российских компаний к организации авиаперелета, условиям проживания и т. п. практически не отличаются. Например, стандартный вариант размещения при поездке на выставку – отель категории 3-4 (а иногда и две) звезды, при индивидуальном деловом туре – 4-звездная гостиница, при поездке на конференцию или инсентив-туре – 5-звездный отель. В отношении авиаперелета работает негласное правило – чем он дольше, тем выше должен быть класс обслуживания. Так, российские бизнесмены при перелете из Москвы в города Западной Европы, как правило, предпочитают минимальный индивидуальный тариф экономического класса в «Аэрофлоте».
Однако следует отметить, что во многих западных компаниях существует своего рода «табель о рангах», согласно которому уровень сервиса и спектр заказываемых туруслуг зависит от должности путешествующего, целей его поездки и т. п. В России эта практика еще не прижилась, поэтому основным фактором при формировании тура является сумма, которую готов заплатить предприниматель или его фирма. Любопытная деталь: согласно исследованию, проведенному компанией Aerotour весной 2003 г., в 60% случаев сотрудники, в чьи обязанности входит заказ деловых поездок, не знают размера так называемого тревел-бюджета собственной фирмы.

Вячеслав Колесников
фото Сергей Хворостов и Анатолий Семеляк



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest