Музей Петуха в городе Петушки Владимирской области больше претендует на звание регионального «бренда», нежели Венедикт Ерофеев, создатель культового романа «Москва – Петушки», принесший скромному райцентру мировую славу.
Интересно, что возник музей не «изнутри», а «снаружи». В 1993‑м, в год Петуха, художник, коллекционер и писатель Николай Корнилов организовал в Москве выставку картин на «петушиную» тему. Десятки художников предоставили свои работы и даже специально изобразили эту многозначную птицу в различных стилях и техниках. По окончании выставки было принято решение поселить эти произведения в городе Петушки. С тех пор музей пополнился многочисленными экспонатами из России и других стран: картины, скульптуры, игрушки, деревянные, оловянные, стеклянные, шитые, вязаные, клееные. Со всех сторон – петухи: кукарекают, клюют, дерутся, топчут.
Понятно, что никак нельзя было обойтись без яиц (ad ovo, как говорится), которых представлено здесь достаточно в разных ракурсах. Для детей, помимо экскурсий, ненавязчиво расширяющих их географические, этнографические и биологические познания, предусмотрены всякие игры и интерактивы с загадыванием желаний и вызывающим восторг коллективным кукареканьем.
Любители современного искусства имеют возможность насладиться значительной коллекцией живописи, скульптуры и графики. Какой-то особый эстетический ужас вызывает «ядерный» петух – скульптура «Последняя песня» нижегородца Владимира Сидорова. Несчастная птица «изваяна» из велосипедных цепей, воска, проволоки, бумаги и разнообразных отходов, уже не поддающихся запоминанию. При этом петух сам, видимо, снес символ жизни – красное яйцо. Таким же красным в руках императора Тиберия вдруг стало яйцо, которое вручила ему Мария Магдалина со словами «Христос воскресе!».
От переплетения ассоциаций начинает кружиться голова. Петух – жертва, яйце – игла, петух рождает василиска. Жизнь, жертва, смерть, воскресение. Или сон разума рождает чудовищ… Ab ovo.