Прошедшей осенью московские журналисты были приглашены на пресс-конференцию заместителя главы администрации Краснодарского края Евгения Муравьева. Из пресс-релиза можно было узнать, что качество лечения не уступает в пансионатах края лучшим курортам мира, а стоимость во много раз дешевле! И дословно: «Проживание, питание и лечение – от 700 рублей в день!»
От Евгения Муравьева, к сожалению, никаких подробностей услышать не удалось – на пресс-конференцию он не приехал. О грядущем чуде отечественного курортного сервиса говорил тогдашний руководитель департамента развития курортов и туризма администрации Краснодарского края Анатолий Пахомов.
«Реализация программы «Открытый юг», – заявил он журналистам, – стала возможной благодаря договоренности администрации с руководством ведущих здравниц, а инициатива принадлежит лично губернатору края». А секрет дешевизны, по словам господина Пахомова, крылся в том, что у черноморских пансионатов зимой просто нет выхода – либо продаваться задешево, либо не продаваться совсем.
Один из документов, розданных на пресс-конференции, заканчивался так: «…если есть на свете рай, то это – Краснодарский край. В справедливости этих слов стоит убедиться лично. Приезжайте к нам. Мы предоставим вам комфортные условия для проживания, высокий уровень обслуживания».
В результате наш корреспондент увидел то, что увидел.
Но мы все же подумали, а вдруг нашему корреспонденту просто не повезло и его приключения – досадное исключение? И решили пройти по цепочке заново.
Итак, каков алгоритм действий человека, решившего воспользоваться программой краснодарского губернатора? Первое – звонок по телефону «горячей» линии, фигурирующий в рекламе программы.
Выясняем – это многоканальный номер в Москве, а все расходы по его содержанию оплачивает администрация Краснодарского края. Сперва на московском телефоне работало 20 человек, сейчас число поубавилось: спрос на услугу оказался не особенно высоким.
Набираем номер. Милый женский голос отвечает практически сразу. Представляется: «Таня».
– Очень приятно, Танечка! Куда же вы посоветуете за 700 рублей, у нас глаза разбегаются.
– Я ничего не советую, – щебечет нежный голосок.
– ???
– Я могу только соединить вас с турагентствами в Сочи, Геленджике или Анапе.
– А в Горячем Ключе можете?
– Могу…
– Соедините для начала с Геленджиком.
Девушка в Геленджике тоже очень любезна, но слышимость ни к черту. С трудом удавалось разобрать лишь каждое третье слово. Приходилось переспрашивать по несколько раз.
– Могу предложить три звезды – это «Красная талка» или «Голубая волна». Лечение, питание, проживание…
– Неужели все это за 700 рублей.
– Да, за 700. Только в это время у нас, знаете, контингент… – она задумалась. – Он может вас не устроить.
– Не понимаем…
– Видите ли, зимой наши санатории работают не только по программе краснодарского губернатора «Открытый юг», но и по правительственной социальной программе – для пенсионеров и малоимущих.
– И что?..
– В санаториях зимой будут отдыхать в основном бабушки, дедушки… В общем – пенсионеры.
Девушка добавила еще одну существенную деталь. Оказывается, минимальный срок, на который можно купить путевку, составляет аж 14 дней. Меньше – ни, ни!
Считаем: 700 рублей умножить на 14 дней. Выходит почти 10 тысяч. Плюс билет в купейный вагон – самый дешевый – 4200 туда и обратно.
Сколько же это будет на круг? Около 600 долларов. Вот тебе и «дешевый» зимний курорт! Немногим более крупную сумму вы потратите, слетав к берегам значительно более теплого Красного моря.
Можно, конечно, добраться до сочинского побережья и в плацкартном вагоне, но и здесь проблема – билеты начинают продавать за 45 дней, а за 40 дней до отъезда плацкарта куда-то вообще бесследно исчезает. А самолетом? Без проблем! Но это плюс еще долларов 50–60, да и погода зимой может ох как подвести.
– Скажите, – поинтересовались мы, – а нельзя ли дней на пять, или, в крайнем случае – на недельку?
– Вряд ли, но попробуйте договориться напрямую с пансионатом. Вот вам телефон…
– А в Москве можно оплатить путевку?
– Такой услуги, увы, не предусмотрено. Пришлите нам по электронной почте заявку. Если будут места, перечислите деньги. Или позвоните по телефону…
– А вы заявки не принимаете?
– Мы нет…
Потом оператор «горячей линии» в Москве соединил нас с Анапой.
Там тоже предложили на выбор два пансионата, пояснив, что «другие все заняты».
Свободными были «Восток» и «Мечта».
– Извините, а условия? – спросили мы.
Девушка задумалась.
– «Мечта», пожалуй, получше будет.
– А бассейн есть?
– Нет, без бассейна, – но после минутной паузы обрадованный голос, – ой, есть бассейн, я сейчас посмотрела! С подогревом!
Весь дальнейший разговор с Анапой был идентичен геленджикскому.
– С Горячим Ключом связь отсутствует, – сочувственно сообщил оператор «горячей» линии в Москве.
Приятно все же, что девушки-менеджеры готовы выслушать любой каприз и всегда учтивы. Но они, как мы выяснили, – работники местных турфирм в Сочи, Геленджике, Анапе или Горячем Ключе, с которыми заключила договор краснодарская администрация. Следовательно, пекутся они далеко не о губернаторской программе, вернее, не только о губернаторской программе. За те же 700 рублей, а иногда и дешевле, нам в каждом из перечисленных выше курортных городов предлагали на выбор иные санатории и дома отдыха.
А если попробовать договориться с санаториями напрямую?
Набираем номер все того же «Анапа-Океан».
– Девушка, расскажите про условия размещения в вашем санатории по программе «Открытый юг».
– Это заместитель генерального директора, – не совсем дружелюбным тоном ответили на том конце провода, явно собираясь тут же завершить разговор. Но, услышав, что звонят из журнала, собеседница подобрела.
– Лидия, – представилась она и сообщила, что сегодня за анапским окном плюс 2, лебеди, дикие утки…
– Хотелось бы все же поговорить о программе, – настаивали мы.
– Поговорите тогда с менеджером, она у нас так хорошо и красиво рассказывает…
Менеджер Татьяна Николаевна рассказала следующее. Программа «Открытый юг» действительно существует, но пока ею никто не… воспользовался. Приезжают в основном льготники-пенсионеры по правительственной социальной программе.
– Отдохнуло уже 1409 человек, – похвасталась она.
Далее Татьяна Николаевна пояснила, что простому смертному «с улицы», оформиться по губернаторской программе можно. Но для этого придется собрать ряд документов, в том числе получить… направление из краснодарской администрации.
– А это еще зачем? – удивились мы.
– Тогда вам гарантировано одно место в двухместном номере с телевизором, холодильником, туалетом, ванной, мягким напольным покрытием, обеденным столом, горячей и холодной водой…
Выходило, если ехать без направления краснодарской администрации, то на приличное обслуживание рассчитывать не стоит.
– Какую помощь вы получаете от администрации Краснодарского края? – спросили мы у руководства сочинского санатория «Заполярье», который так нахваливал оператор горячей линии.
– Никакой, – ответила начальник маркетинга Вера Владимировна. – И поэтому вынуждены были от этой программы отказаться – невыгодно. У нас одно питание тянет на 600 рублей в день. А лечение, а проживание?.. Так что минимальная цена нашей путевки – от 970 рублей. Приезжайте – поселим хоть сегодня. А если хотите отдохнуть за 700, то звоните в «Светлану» или «Фазотрон»: они работают по программе, правда, сервис там, сами понимаете, уже не тот…
В геленджикском санатории «Красная Талка» нам признались, что по губернаторской программе у них также еще никто не отдохнул. И они понимают почему: дешево – еще не значит хорошо. Плохонький номер с удобствами в коридоре, подселение – не те условия, которые ожидает человек, даже за 700 рублей.
Как нам говорили собеседники, программа «Открытый юг» детально не прописана, а получить конкретную помощь от краевых властей санаториям, согласившимся по ней работать, невозможно. Предоставление тех или иных услуг и их оплата, как и прежде, отданы на усмотрение администраций санаториев. Те, кто работает в межсезонье, и без программы стараются держать примерно одинаковый уровень цен – 700–800 рублей в сутки. Кстати, из 180 пансионатов, которые были анонсированы в рамках программы «Открытый Юг», к настоящему моменту осталось лишь полтора десятка.
Александр Бушев, Сергей Сохранов
Компетентное мнение
Прокомментировать ситуацию мы попросили Александра Левченко, помощника руководителя департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края
– Не секрет, что существует огромная разница между санаториями. К примеру, «Заполярье» в Сочи – очень солидное заведение с высоким уровнем сервиса и хорошим менеджментом (Александр, видимо, не знал, что «Заполярье» уже не работает по так называемой губернаторской программе. — Ред.). «Красная Талка» или «Голубая волна» в Геленджике – очень приличные. Неплох «Горячий Ключ» в одноименном городе. Все эти санатории соответствуют уровню 3-звездной гостиницы. Но за те же 700 рублей можно «нарваться» и на абсолютно «совковый» сервис…
Дело еще в том, что у «Открытого юга» нет особого бюджетного финансирования. Вся программа – это скорее схема работы: местные турфирмы собирают по «горячей» линии заявки от желающих отдохнуть, а санатории держат стабильные цены – 700 рублей. Мы же отвечаем за информационную сторону дела и потратили на рекламу программы уже 700 тысяч долларов. У губернатора непростая задача: увеличить наполняемость пансионатов в межсезонье, наладить отношения потребителей и пансионатов. Для этого мы и создали «горячую» линию. Это канал, по которому можно связаться и узнать, где какие услуги можно получить. На летний период номер будет преобразован в «горячую» линию курортов.
Со всеми санаториями, работающими по программе «Открытый юг», есть договоренность: в межсезонье (с октября по середину мая) любой человек может забронировать у них место, воспользовавшись «горячей» линией, или приехать самостоятельно. Он получит и лечение, и проживание за установленные 700 рублей в день.
К сожалению, не всегда бывает все гладко, накладки случаются в любом деле. К примеру, можно позвонить по «горячей» линии, выбрать санаторий и нарваться на менеджера в турфирме, который будет уговаривать ехать не по программе, а, доплатив какую-то сумму, отдыхать на совершенно других условиях. Это уже человеческий фактор. От него не избавишься.
Но если что-то не понравилось, можно пожаловаться в санаторно-курортный отдел департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Владимиру Широкому по телефону 8-(861)267-25-33.
Если отдыхающие будут чем-то недовольны, будем наказывать тех, кто стал причиной недовольства. Административных рычагов у нас для этого предостаточно. Грядет новый сезон, проверки… Предприятие не откроется, пока не наведет у себя идеальный порядок.