Санаторно-курортный комплекс России задействован всего на 49,5%, такова средняя загрузка здравниц по стране. Однако санаторные услуги востребованы, и при эффективной работе, которую демонстрируют ведущие предприятия отрасли, она достигает 74%. Об этом заявила глава Ассоциации оздоровительного туризма Елена Трубникова на форуме, посвященном потенциалу российских курортов.
При полной загрузке, полагает эксперт, санатории России могли бы предложить для оздоровления населения 145,8 млн человеко-дней. Однако по итогам 2017 года этот показатель лишь слегка превысил 72 млн, а недополученный доход составил 204,8 млрд рублей. Отрасли нужны инвесторы, а они обходят ее стороной.
Без комплексного решения назревших проблем отрасль развиваться не сможет. По словам эксперта в области менеджмента курортных территорий Христофора Константиниди, помимо внутренних, отраслевых проблем санаториев, есть и внешние, в частности, транспортная доступность курортов. В большинстве случаев авиаперевозка остается слишком дорогой.
Министр туризма и курортов Крыма Вадим Волченко рассчитывает на возможности государственного инвестирования. «Это уже есть, мы активно взаимодействуем с Минэкономразвития и надеемся, что многое будет реализовано, но не в рамках федеральной целевой программы с 2019 по 2025 год. Нужна отдельная государственная программа развития отрасли, в которой особое место будет отведено санаторно-курортному комплексу. Стратегия развития санаторно-курортного комплекса появилась, теперь ждем перечня конкретных мер к ней», – сказал Вадим Волченко. По его словам, необходимо также упростить условия для частного инвестора. Прежде всего, давая им возможность получения «длинных» денег, покрытия большей части процентной ставки по кредитам.
Сейчас в Крыму насчитывается почти 150 санаториев и 120 пансионатов и гостиниц, располагающих медицинскими центрами. Не менее половины из них, прежде всего, санатории, нуждаются в реновации. Что не мешает им наращивать объемы – ежегодно рост числа отдыхающих составляет 11-12%. Есть планы по открытию новых санаториев. Так, в Саках начинается строительство гостиничного комплекса на 1000 мест с большим современным медицинским центром.
Президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько указал на такую волнующую всех инвесторов проблему, как растущая фискальная нагрузка на здравницы, в том числе в связи с переходом на взимание налогов на землю и имущество по кадастровой оценке. Немало и других вопросов, требующих безотлагательного решения.
Так, с 1 января 2019 года действует поправка в Налоговый кодекс, позволяющая предприятиям относить к расходам на оплату труда (учитываемым при исчислении налога на прибыль) затраты на оплату отдыха сотрудников на территории РФ, К затратам отнесены билеты туда и обратно, оплата гостиницы, экскурсионные и санаторно-курортные услуги. Однако получить справку от санаториев, выделить именно санаторно-курортные услуги из общего тура трудно, поэтому закон практически не работает.
Сергей Шпилько указал также на огромный потенциал отрасли, которая вполне может стать драйвером всей экономики: «Такого нигде нет, потому что в мире это в основном spa и wellness. А у нас это медицинские учреждения, с оборудованием, штатом врачей. Это 440 тысяч мест, из них более 20% оснащены не хуже, а иногда лучше республиканских больниц. Еще один плюс – курорты есть в любом регионе, необязательно выезжать куда-то далеко».
Тем не менее, полагает он, быстро удвоить загрузку санаториев на существующей базе просто нельзя. Сейчас оздоравливаются 6 млн граждан ежегодно, всего принять можно 8-9 млн, но не больше. Более кардинальные подвижки возможны только за счет активной работы в низкий сезон, его удлинение.
Глава РСТ считает также важным более активную популяризацию оздоровления в стране. Елена Трубникова согласна: «Со спортом это получилось. Россияне стали вести более активный образ жизни. И по спортивным услугам мы видим практически четырехкратный рост спроса, а вот интерес к оздоровлению и санаторно-курортному лечению вырос всего на 7%».
«Важно на всех уровнях мощно продвигать саму идею ежегодной поездки в хороший санаторий – для диагностики, для профилактики тех, кто считает себя здоровым, и для прямой помощи в лечении, у кого есть реальные проблемы», – подтверждает советник гендиректора сочинского санатория «Знание» Дмитрий Богданов.
По словам г-на Шпилько, задача очень масштабная. «По сути жителям России еще только предстоит сделать открытие и осознать, что у них есть выбор – идти на санаторную койку или на больничную. И если выбрать санаторную, где вас будут лечить за счет природных факторов в очень комфортных условиях, то больничная может и не понадобиться», – сказал он.
О том, что санаторно-курортное лечение и оздоровление – перспектива не только для самих отдыхающих, RATA-news рассказал генеральный директор сети Amaks Hotels & Resorts Сергей Пацай. Сеть 20 лет назад начала с открытия городских отелей, а затем все активнее закреплялась на санаторно-курортном рынке. Сейчас из 1,5 тыс. номерного фонда сети половина расположена именно в санаториях.
Старые санатории, имевшие некогда государственные субсидии, сегодня обременяют своих владельцев – ведомства и корпорации – как непрофильные активы. Содержание таких объектов в рыночных условиях требует существенных вложений, а извлечение прибыли из них – еще и профессионального подхода. Amaks, приложив современный подход к управлению гостиничным объектом к лечебному потенциалу санатория, получает прибыльный и востребованный курорт
«Услуги санаториев хорошо продаются, причем не только на внутреннем, но и на зарубежном рынках. В поездках к нам заинтересованы, например, израильтяне, хотя их медицина считается одной из лучших. У нас их привлекают не только цены, но и качество лечения, методы и практики, которых нет у них в стране. Поэтому наряду с решением отраслевых проблем в плане налогов и льгот нужно снимать и визовые барьеры. Израильтяне к нам едут без виз, но большой потенциал есть на европейских рынках, в частности, в Германии», – сказал г-н Пацай.
Исполнительный директор республиканской ассоциации санаторно-курортных учреждений «Санатории Татарстана» Евгений Терентьев полагает, что надо активнее привлекать в санатории молодую публику. «Спрос есть, особенно семей с детьми. И санатории сами должны подстраиваться под новый рынок, создавать для них комфортную среду. Кроме лечения и оздоровления этим людям нужен современный досуг, а не только кино и танцы по вечерам. Особая категория – дети. Сейчас многие санатории активно работают с ними. Мы, например, развиваем анимацию. Для этого уже второй год подряд проводим фестиваль анимационных команд санаториев, показываем лучший опыт, организуем мастер-классы», – сказал эксперт.