После таких путешествий по русской провинции чувствуешь себя обновленным, становишься мудрее, спокойнее и добрее
Необычное предложение
Ну чем можно из года в год удивлять поклонников одних и тех же маршрутов?
– Конечно, реки продолжают течь по старому, – говорит Наталья Базулева, генеральный директор компании «Турфлот», – И кардинально вряд ли что-то может измениться, но улучшить маршрут, сделать его удобнее по времени, добавить еще одну интересную остановку вполне возможно.
К примеру, нынче теплоход «Башкортостан» впервые будет ходить в самое удобное время – в июле, в разгар отпусков по маршруту, рассчитанному на 16 дней: Москва–Углич–Ярославль–Нижний Новгород–Чебоксары–Чистополь–Сарапул–Пермь–Чайковский–Елабуга–Казань–Макарьев–Плес–Мышкин–Калязин–Москва (стоимость путевки от 19000 рублей до 44200 рублей).
А на теплоходе «Гареев» можно путешествовать по Волге от 2 до 10 дней. Туристы увидят Угличский кремль с палатами царевича Дмитрия, в Ярославле экспозицию, посвященную русской иконе в Спасском монастыре, а в Елабуге – дом и места, где великая русская поэтесса Марина Цветаева провела последние годы жизни.
Составь собственный маршрут
Об этой новинке сезона рассказала нам Алена Давыдова, начальник отдела продаж компании «Русские путешествия»:
– В нынешнем году по маршруту Ярославль–Кострома–Череповец будет ходить теплоход, на который можно приобрести путевку на любой отрезок маршрута (в соответствии с графиком движения). Это единственный теплоход, на котором можно отправиться в круиз, самостоятельно подобрав для себя маршрут. При этом теплоход вовсе не рейсовый, все преимущества круизного судна сохраняются: питание на борту, включенное в стоимость, экскурсионная программа на остановках и развлекательная на борту, а также атмосфера коллективного отдыха. Начинается круиз в Ярославле, что позволяет уменьшить стоимость путевки за счет исключения из маршрута шлюзов. Для москвичей будут организованы трансферы от Москвы до Ярославля и обратно по окончании путешествия.
Второе новшество – односторонние круизы. Прежде такие путешествия предлагались только из Москвы до Санкт-Петербурга и наоборот. В наступающем сезоне на теплоходе «Сергей Абрамов» можно отправиться в круиз из Москвы до Перми, Астрахани и Петрозаводска, а вернуться уже на самолете или на поезде. В обратную сторону тоже все работает: начать круиз можно в любом из этих трех городов, а закончить его в Москве. Такие односторонние маршруты позволяют и увеличить время стоянок в городах, и сократить продолжительность путешествия (до Астрахани, например, и обратно теплоход идет 20 дней), соответственно и стоить они будут нынче дешевле.
Вообще, в каждом сезоне круизные компании предлагают и новые тематические программы. На том же теплоходе «Сергей Абрамов» пассажиры могут отправиться в «Карельскую сказку» из Москвы до Петрозаводска (место в самой недорогой каюте около 8000 рублей). По пути теплоход остановится в городах Углич, Мышкин, Рыбинск, Горицы, Вологда, Белозерск, Кижи, Валаам и везде туристов ждет своя сказка.
Зачем круизам экскурсионка
По словам Михаила Сегала, коммерческого директора компании «Самараинтур», изменять что-либо в маршрутах сложно – алгоритм маршрута довольно стандартный. А вот экскурсионные программы можно улучшать бесконечно. Допустим, Ульяновск всегда представляли как родину Ленина, а ведь когда-то жили в нем в основном дворяне! Поэтому сегодня одна из увлекательнейших экскурсий по Ульяновску – рассказ об истории провинциального города Симбирска.
А в Самаре появилось, например, одно из первых в России промышленное производство пива. И вот теперь путешественникам предлагают познакомиться с производством этого напитка, что завершается дегустацией настоящего жигулевского пива.
В Тольятти же, пока теплоход шлюзуется (а это 8 часов), пассажиры отправляются на экскурсии в национальный парк «Самарская лука» или на одну из самых необычных экскурсий – в машинный зал Волжской ГЭС.
Предлагают свои новшества и продолжительные маршруты до Астрахани или до Ростова-на-Дону.
– Путешествие Москва–Ростов-на-Дону–Москва само по себе довольно уникально, – говорит Алена Дворядкина, менеджер отдела продаж группы компаний «Фрегат».
А как еще за одну поездку посетить Углич, Кострому, Плес, Нижний Новгород, Казань, Самару, Волгоград и Ростов-на-Дону… Обойдется такое путешествие туристу от 33 500 до 69 600 рублей, в зависимости от класса каюты.
Московская кругосветка
Это единственный речной кольцевой маршрут, по которому ходят теплоходы с туристами. Протяженность его более 1800 километров по Москве-реке, Оке, Волге и за все время пути теплоход ни разу не проходит по одному участку дважды (за 9–10 дней с туриста возьмут от 11000 рублей).
Кстати, в рамках этого путешествия маршрут можно еще более разнообразить, выбрав программу с автобусной экскурсией во Владимир и Суздаль, пока теплоход спускается по Оке до Нижнего Новгорода, где он позже и подберет своих пассажиров.
Наиболее популярные маршруты
В новом сезоне, по единодушному мнению всех туроператоров, самыми востребованными останутся круизы Москва–Санкт-Петербург–Москва (туристу нужно готовить не менее 20500 рублей), а также круизы, небольшие по продолжительности, 5–7-дневные (самые доступные от 1000–1500 рублей для одного).
По маршруту Москва–Санкт-Петербург летом курсируют более 50 теплоходов. Это большие трех-четырехпалубные комфортабельные, хорошо оборудованные теплоходы. Кстати сказать, один из таких комфортабельных теплоходов «Константин Коротков» в этом году ходит по круизным маршрутам до Перми.
Путешествие может быть в один конец с посадкой в любой из двух столиц, а может «туда и обратно».
Когда теплоход делает остановку в деревне Мандроги, пассажиров ждет пикник на природе и знатная рыбалка. Как рассказывает Анжелика Власова, менеджер российского отдела ТК «ТУР ЛЭНД», Мандроги это своеобразная туристическая деревня и зона отдыха. Туристов здесь ждут выступления фольклорных ансамблей, мастер-классы по изготовлению сувениров из бересты и восхитительный шашлык.
Что же касается коротких маршрутов, то особенной популярностью пользуется шестидневный маршрут Москва–Углич–Мышкин–Ярославль–Тутаев–Калязин–Москва.
В России мало таких мест, где еще найдется такое количество сохранившихся древних церквей, как, например, в Тутаеве. Здесь в интерьере старейшего памятника архитектуры – пятиглавого Крестовоздвиженского собора (1658 год) – сохранились фрески середины XVII века! А торжественный и монументальный Воскресенский собор вообще называют музеем древнерусской иконописи. Сюда уже в течение четырех столетий совершают паломничество странники и богомольцы к святыне собора – чудотворной иконе Спаса Всемилостивого (XV век).
Ах, белый теплоход…
Туроператоры используют построенные в Германии четырехпалубные лайнеры «Николай Чернышевский», «Александр Радищев» и «Нижний Новгород». Они отличаются повышенным комфортом. На борту 6 кают класса «люкс», 10 «полулюксов», два десятка одноместных и десять трехместных кают.
А такие теплоходы, как, например, «Георгий Чичерин», «Леонид Соболев», «Константин Симонов», вмещают на 50 человек больше. К услугам пассажиров сауна, солярий, музыкальный салон, кофе-бар, а также шезлонги на палубе.
Самые мобильные – двухпалубные теплоходы, построенные на европейских верфях, например, «Салават Юлаев» на 180 и «Бородино» на 90 пассажиров. Они легко передвигаются по мелководным рекам.
Как рассказывает Александр Сахаров, генеральный директор компании «Инфофлот», в этом году теплоход «Салават Юлаев» прошел серьезный ремонт и модернизирован, будут новшества и в обслуживании. На теплоходе добавятся восемь абсолютно новых кают полулюкс. В рубке будет установлена камера, и пассажиры в салоне могут по телевизору наблюдать окружающие пейзажи, также на теплоходе появился фито-бар.
Общее количество круизных маршрутов увеличивается с каждым годом.
– В этом сезоне три теплохода «Октябрьская Революция», «Иван Кулибин» и «Никитин» перешли с транспортных маршрутов на круизные, – Рассказывает Владимир Марченко, заместитель генерального директора компании «ВипТурс». Цена несколько поднялась за счет питания и круизного обслуживания, но при этом она средняя между стоимостью рейсового маршрута и круизного. Кроме того, на этих маршрутах не обязательно заказывать экскурсии, ведь многие хотят погулять по городам самостоятельно.
– Круизы на таких теплоходах пользуются большой популярностью у студентов и людей среднего достатка, – рассказывает Светлана Зайцева, заместитель директора компании «Инфофлот». – Многим интересны путешествия на небольших теплоходах, таких, например, как «Василий Чапаев» или «Салават Юлаев». Из новинок в маршрутах туристам предлагается круиз по Волге ниже Астрахани, в дельту реки, а также маршрут, доходящий по Каме, выше Перми, до Березников. Двухпалубники, возможно, покажутся менее комфортабельными, зато у них больше возможностей для маневра, они легко могут подойти к берегу.
Алла Добровольская