Сама борьба со стихией началась с того самого момента, когда флот из семидесяти трех яхт вышел из Ульяновска. Теплоход «Петр Алабин» сильно запоздал с выходом. И капитану пришлось догонять регату. Поскольку ветер был весьма резвый, наш видавший виды кораблик напрягал все силы, но догнать яхты мы со всеми своими лошадиными силами не смогли и в Казань пришли поздно вечером. Судя по нестройным голосам, доносившимся с набережной, яхты прибыли в столицу Татарстана уже давно. Обидно.
Второй облом произошел по собственной вине. Оказаться в Казани и не пройтись по ночному городу?! Да никогда… Кремль, улица Баумана (что-то вроде Арбата), тихие скверики – красота. Фирменные желтые майки участников Кубка Волги в каждом баре, дружеские возгласы, пиво. Словом, в порту я оказался часа в два ночи. И обалдел. От «Алабина» не осталось и следа!
Спасибо, друзья оказались на высоте. Замерзнуть не дали, место на яхте выделили, рассказали про ночные приключения на пути к Казани. Оказалось, яхта «Адмирал» сбилась с курса. Потом «Африка» запуталась в рыбацких сетях и потеряла два часа, выпутываясь из плена. Нижегородская «Ракета» шла в лидерах, но поломала руль, и команда добиралась до казанского порта, приспособив вместо руля весло.
Как стащить яхту с мели
Паруса на фоне Казанского кремля, это, конечно, безумно поэтично. Древние стены, должно быть, впервые видели такое зрелище – более семидесяти яхт в заливе. Но это была только репетиция. Через год регата снова придет сюда на празднование 1000-летия Казани.
Акватория оказалась коварной. Еще на подходе к дистанции рыбаки, сидящие с удочками в руках в своих надувных лодках, кричали, предупреждая особо неосторожных яхтсменов о мелях. Куда там! В азарте гонки не до осторожности. И несколько лодок под полными парусами вдруг остановились. Паруса готовы лопнуть, а яхта стоит на месте. Со стороны – полная мистика!
Из трудного положения все выкручиваются как могут. Одни, помогая себе крепким словом, прыгают на мачте, пытаются раскачать корпус, чтобы лодка сошла с мели. Другие ныряют в воду и руками стараются столкнуть яхту на глубину.
– А мы можем им помочь? – спрашиваю капитана небольшого скутера, предоставленного журналистам для съемки регаты.
– Можем, – меланхолично отвечает тот, – но только ничем не касаясь лодки и экипажа.Иначе яхту дисквалифицируют.
– Ну, тогда сделайте несколько кругов вокруг, надо же это отснять…
Мы кружим вокруг одной из севших на мель яхт, цинично щелкая фотокамерами, когда и наш винт вдруг взрывает воду
и скрежещет по камням! Приходится лезть в воду…
«Не «штормы», а «шторма»…»
На следующий день флот вышел из Казани и направился на север. Но через несколько миль, обогнув буй, яхты повернули на Ульяновск, благо ветер был крепкий. Яхты сильно кренились и шли почти с максимальной скоростью. Зрелище потрясающе красивое.
Яхтсмен Всеволод Ханчин комментировал действия капитанов из капитанской рубки «Алабина». Всеволод в свое время организовал один из первых концертов Владимира Высоцкого в Самаре, вместе с великим бардом несколько раз ходил под парусами по Волге. Возможно, именно Всеволоду мы обязаны песнями из «морского цикла» Высоцкого:
Мы говорим не «штормы», а «шторма»,
Слова выходят коротки и смачны:
«Ветра» — не «ветры» — сводят нас
с ума,
Из палуб выкорчевывая мачты.
На «Алабине» Всеволод устроил переносной музей Владимира Высоцкого. Не важно, где гоняться.
Важно – с кем…
Яхты боролись с порывами ветра и двигались уже близко от Ульяновска, а теплоход с гостями регаты только-только дошел до Свияжска – небольшого городка посреди Волги на забытом всеми острове.
Городок существует вне времени. Уголок старорусской жизни сохранил патриархальный уклад. За водой здесь ходят с коромыслами, белье стирают в Волге, а местные жители больше похожи на героев русских летописей. На острове есть свой монастырь – главная достопримечательность острова, из-за которой тут постоянно толпятся туристы с фотоаппаратами наперевес.
По итогам восьми гонок в группе А, в которую вошли яхты от четвертьтонников до яхт класса «Open 800», первое место заняла и получила главный приз Кубка Волги яхта Mitsubishi Pajero. Ее капитан, москвич Артем Саркисян, страшно доволен результатами гонки.
– Сегодня Кубок Волги – самая массовая регата России. И мы, конечно, рады тому, что победили.
– Почему, казалось бы, не самый морской регион собрал столько гонщиков?
– А кто вам сказал, что на море гоняться интереснее? Главное было бы с кем. Другой момент – традиции. На Черном море в советские времена никогда не собирались много яхт, так как частенько капитаны бежали в Турцию. А Волга с огромными водохранилищами вот она, под рукой. Ну, еще Онега пользовалась популярностью…
В последний год произошел качественный скачек. Исчезли лодки с дырявыми парусами, – было и такое! – появилась реальная конкуренция в современных классах. Много новых лодок, пришли профессионалы-гонщики. И большинство экипажей приехали гоняться, а не водку пить. Кубок Волги стал настоящим центром притяжения яхтсменов.
Сегодня уже города борются, чтобы принять регату. А еще каких-то пару лет назад они заставляли нас платить, представляете?!