Признаться, когда я в новостях прочитал, что в Екатеринбурге существует общество с ограниченной ответственностью «Храм Святой Екатерины», я сначала не поверил своим глазам. Вспомнился анекдот, заканчивающийся словами: «А что так можно было?». Мы же привыкли к тому, что церковь – это некоммерческие религиозные организации. А у ООО задачи другие: извлечение прибыли для своих учредителей.
В обществе с уставным капиталом 30 млн рублей, учредителя три: Андрей Козицын, генеральный директор и совладелец Уральской горно-металлургической компании, АО «Русская медная компания» и ее председатель Совета директоров Игорь Алтушкин.
Эти два бизнесмена являются одними из самых богатых людей нашей страны. Могут себе позволить многое, в том числе строительство главного храма уральской столицы, из-за которого сейчас разгорелся скандал, потребовавший вмешательства президента страны Владимира Путина. Кстати, об одном из них, Андрее Козицыне, в Екатеринбурге рассказывают только хорошее. Например, что он в своей родной Верхней Пышме, расположенной в нескольких километрах от столицы региона, не только ведет бизнес УМГК, но и живет до сих пор, вкладывая немалые деньги в городскую инфраструктуру и социальные объекты.
Но вот чего в Екатеринбурге не хватает, и об этом говорят сами жители города, так это парков и зеленых зон. В конце апреля я посетил город спустя 28 лет после того, как наша семья переехала оттуда в Ярославль. А жили мы в те далекие времена на улице Антона Валека, то есть в пяти минутах ходьбы от того самого сквера, вокруг которого сейчас идут ожесточенные споры сторонников строительства нового Храма Святой Екатерины и защитников сквера (в мою молодость там был пустырь).
Так что же я увидел спустя почти три десятка лет в городе, где прошло мое детство? Небоскребы, шикарные отели и бизнес центры, огромное количество ресторанов и кафе. Очень приличную, вежливую и культурную молодежь. Ельцин Центр и пространство вокруг него, ставшие для юных екатеринбуржцев местом встреч, культуры и отдыха. Сквер на набережной – это продолжение того самого пространства, которое уже освоили эти ребята. И отдавать его кому-то они явно не хотят, тем более под строительство храма. Какой им, образованным и просвещенным, от него прок?
Примечательно, что на другой стороне Городского пруда, как раз напротив сквера, на холме стоит огромный и величественный Храм на крови. Культовое сооружение построено на месте, где стоял дом Ипатьева и где убили царскую семью в 1918 году. Он притягивает туристов и паломников как магнит. Внутри церковная лавка-магазин с недешевыми иконами, портретами членов императорской семьи и прочей продукцией. Многие вопрошают: неужели храмов в городе недостаточно?
Так получилось, что на моих глазах строили главный храм Ярославля – новый кафедральный Успенский собор на месте снесенного большевиками. Занимался строительством митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный), в то время — архиепископ Ярославский и Ростовский. Финансировал стройку московский бизнесмен Виктор Тырышкин.
И здесь не обошлось без скандала. Споры при проектировании и строительстве были связаны не с местом – оно было прежним, а с размерами храма. Тогда было решено строить его в 4 (!) раза больше прежнего, что не понравилось градозащитникам и госорганам. И хотя сегодня храм украшает Стрелку и виден со всех сторон из-за своих гигантских размеров и золотых куполов, колокольню рядом так и не построили. Она должна была быть еще выше храма. На главные православные праздники храм посещает губернатор со свитой и телекамерами. Ярославцы же ходят в храмы, расположенные рядом с их домами, старинные, благо их в тысячелетнем городе много. А туристов возят, как правило, в красивый женский Толгский монастырь.
Возможно, и в Екатеринбурге митрополит Кирилл построит свой главный храм. Не в этом месте, так в другом. Думаю, в этом он видит свое предназначение.
А вот миссия городских властей, как мне кажется, сделать небольшой, но такой нужный в центре милионного города сквер еще более уютным и благоустроенным. Может быть посадить еще деревья, придумать разные активности, привлечь к этому общественность – вот хорошее дело. Создать в конце концов новое ООО «Скверы и парки Екатеринбурга», учредителями которого могли бы выступить уважаемые бизнесмены. Чем не благотворительность и забота о подрастающем поколении?
Антон Семенов