Недавно чета немолодых и небогатых ярославцев совершили, казалось бы, невероятное: без денег и знания языка они прожили четыре месяца в Германии и месяц в Париже. А началось все с газетной заметки про Германию. Шибко понравились супругам тамошние порядки. «Надо бы побывать у немцев в гостях», – решил Сергей Николаевич Ушков. Но как это сделать? Денег на путевку не было. Но голь на выдумку хитра. Взяли пенсию за полгода вперед. Хватило на путевку и даже кое-что осталось. Так они оказались в автобусе, который должен был доставить их через Германию в Париж. Только до французской столицы Ушковы не доехали. Собственно, они туда и не собирались…
План у пожилых авантюристов был безрассудный. И к его реализации они приступили в немецком городке Хильдесхайм, недалеко от французской границы. Здесь супруги Ушковы потребовали у гида свои загранпаспорта — мол, дальше поедут сами. И дело чуть было не сорвалось. Гид заявила, что данные по автобусу занесены в компьютер. Поэтому французские пограничники, обнаружив отсутствие двух пассажиров, оштрафуют гида. Пришлось супругам отдать ей 200 евро – всю имевшуюся у них наличность. Группа поехала дальше, а Ушковы остались.
– Очень быстро мы нашли священника, говорившего по-русски, — вспоминает Сергей Николаевич, — и попросили отвезти нас в полицию. А там прямо с порога: «Их мохте политишазюль!» В смысле, прошу политического убежища.
– И что, сразу дали этот самый «азюль»?
– Почему-то не дали. Посоветовали попросить денег в российском посольстве и убираться восвояси. Мы поняли, что здорово влипли. Что делать, куда ехать — не знаем. Поплелись на вокзал, где на наше счастье повстречали земляка — Геннадия из Актюбинска. Он дал нам десять марок и билеты купил на электричку до Ганновера.
Продаю легенду. Недорого
Ганновер встретил путешественников обилием русских таксистов. Ушковым сразу расхотелось искать российское консульство — они решили попытать счастья еще раз.
– Снова пошли в полицию, — вздыхает Нина Николаевна. — Заходим в участок, а у меня, чувствую, пол из-под ног уходит. Боялась, опять прогонят. Но получилось иначе. У нас забрали паспорта. Потом офицер куда-то позвонил, после чего нам купили билеты на электричку. Так мы оказались в Билефельде, где нас поселили в специальном лагере для беженцев.
– Вам что, так сразу и поверили?
В ответ Сергей Николаевич показывает на черный портфель. Он в нескольких местах разрезан бритвой и аккуратно зашит.
— Порезали этот портфель у нас в стране, на рынке. Деньги искали. А немцам я это преподнес как месть за то, что против Ельцина написал. Такая вот «легенда». В Германии полно азюлянтов! И все лепят свою легенду. А немцы эти легенды проверяют. Проверка проходит незатейливо. Смотрим зачастил к нам в гости – симпатяга, некто Павлик. Как бы ненароком выспрашивал, зачем мы приехали. Украинцы с белорусами, что рядом жили, его обычно прогоняли. И нам советовали: «Это стукачок!» А чего нам с женой было бояться?
В Россию с любовью
А через пару недель супругов известили: в Германии политического убежища не получите. Дело в том, что визы французские, стало быть, Германия их опекать не обязана. Пришлось ярославским азюлянтам переехать в город Шермбекк, где в ожидании решения Нюрнбергского суда, они прожили три сказочных месяца.
— Как мы жили, боже мой! – восклицают они. – Все было так славно. А тут еще наши соседи, бывшие советские немцы, подсказали: «По средам многие из нас ходят на шрот. Свалка по-немецки. Там можно чего хотите набрать.» И действительно, чего мы только там не набрали! И мягкую мебель, и ковры, и велосипеды! Кучу посылок домой отправили. А ведь помимо этого нам 700 евро в месяц платили… Но и эта сказка закончилась. Нас вызвали в мэрию и сообщили о решении суда: политишазюль нам нужно просить во Франции.
– Разве Франция хуже Германии?
– Не то слово! Прилетаем в Париж, в аэропорт «Шарль де Голль-1», а спать негде. Еле нашли ночлег в Красном Кресте. Утром сунулись в полицию — а там громадная очередь! Малазийцы, африканцы — все просят политического убежища! Целый день мы там проторчали и ушли ни с чем. И из Красного Креста нас выдворили: пардон, мол, переночевали и хватит. А вещи на тротуар выкинули. Нам посоветовали ехать в аэропорт «Шарль де Голль-2» — оттуда клошаров, бомжей то бишь, не выгоняют. Там мы 5 суток голодали! На шестые сутки, когда у жены уже истерика началась, к нам подошел местный клошар Жозе. Когда узнал, что мадам пять дней не ела, отвел нас в кафе и накормил.
Спасли нас украинцы. Помогли устроиться в отеле, дали денег. Даже научили в метро ездить бесплатно. Подходишь к кому-нибудь и говоришь: «Разрешите к вам присоединиться!» Если человек разрешает, то проходишь вместе с ним через турникет.
В негостеприимной Франции Сергей Николаевич с супругой пробыли месяц! Что бы с ними было дальше — неизвестно, но однажды в метро они подошли к двум парням, которые разговаривали по-русски. Ренат из Москвы и Рашид из Казахстана проводили Ушковых в организацию, которая помогает мигрантам. Там им купили билеты на самолет до Москвы и выдали 300 евро на двоих.
– Лучше России ничего нет! Но если захочешь уехать из страны, езжай в Германию, — закончил свой рассказ Сергей Николаевич! — Я, кстати, сейчас дописываю инструкцию для тех, кто захочет просить политического убежища. А еще у меня есть рукопись, «Триллер о Германии». Собираюсь ее в немецкое посольство везти. Может быть, может дадут деньги на издание книги.
Роман Кирдяшев