В глухих дебрях уральской тайги, на берегу реки Чусовая, до наших дней сохранились два уникальных исторических памятника – каменные кресты, установленные по личному указу Никиты Демидова. Один крест стоит на берегу, а второй был высечен на отвесной скале
Акинфий Никитич Демидов, был прислан на Урал указом Петра I из Тулы. Здесь ему было поручено развивать горное дело, строить заводы и поднимать металлургию. При этом семья Демидова осталась в тульской губернии. В 1720 году из родового имения приходит печальная весть – скончалась супруга. Спустя три года Акинфий Никитич вновь женится и снова на купеческой дочке. На тот момент Акинфий уже обжился на Урале и мог себе позволить перевезти свою семью на новое место. На долгие годы столицей промышленной империи стал город Невьянск. Во время переезда, в окрестностях деревни Пермяково (ныне не существует – прим.), на берегу реки Чусовой, у семьи Демидовых рождается сын, которого называют в честь деда.
После смерти отца Никита Акинфиевич стал главным продолжателем семейного дела. Богатое наследство он тратит не только на создание новых заводов, но и на красивую жизнь. Демидов переезжает в столицу, занимается меценатством, покупает шедевры мировой живописи, любит путешествовать по Европе, дружит с Екатериной II и ведет переписку с Вольтером. Ведет вполне себе светскую жизнь, но при этом не забывает и о семейном деле. Он постоянно приезжает на Урал, покупает и продает заводы, весьма успешно ведет хозяйственную деятельность.
В 1779 году Никита Демидов решил увековечить в памяти место своего рождения, где пятьдесят пять лет назад он появился на свет, установкой монументального памятника — каменного креста.
Крест на берегу Чусовой был выбит из цельной каменной глыбы. Сложно даже представить, как происходила эта постройка, каменную глыбу нужно было обтесать, доставить к берегу, установить на постамент и это при довольно внушительных размерах памятника.
В высоту демидовский крест достигает 165, а в ширину 93 сантиметра. Общая же высота памятника, вместе с постаментом из двух каменных плит, составляет 260 сантиметров. Памятная надпись на кресте вполне различима и читаема: «1724 года сентября 8 дня на сем месте родился у статского действительного советника Акинфия Никитича Демидова, что тогда был дворянином, сын Никита, статский советник и кавалер святаго Станислава, поставлен тот крест по желанию его 1779 года мая 31 числа».
Добраться до второго креста можно лишь с помощью альпинистского снаряжения.
Размеры изображения, в большей степени, соотносятся с памятником, установленным на берегу, только вот надпись уже изрядно заросла лишайником, но все равно читаема: «Против сего креста на другой стороне реки, на лугу, где поставлен каменный крест 1724 года сентября 8 дня на сем месте родился у статского действительного советника Акинфия Никитича Демидова, что тогда был дворянином, сын Никита, статский советник и кавалер святаго Станислава, поставлен тот крест по желанию его 1779 года мая 31 числа».
Необходимость установки двух памятников с одинаковым посланием была обусловлена страхом Никиты Демидова перед вандалами. Если каменный крест могут завалить и сломать, то изображение на скале вряд ли кому-то кроме времени удастся уничтожить. В итоге опасения оказались напрасны – массивный памятник демидовской эпохи смог пережить не только бунты приписных крестьян, падение царского режима, революцию, но и вандалов XXI века, которые не причинили памятнику значительного ущерба.
Согласно местным легендам, в двадцатые годы, большевики намеривались снести крест, но на защиту реликвии встали мужики деревеньки Ёква, что до сих пор стоит в 10 километрах от памятника. Не дожидаясь прихода красных, местные жители сами повалили крест, но не для расправы над наследием царского режима, а чтобы спасти исторический объект. Позже крест вновь водрузили на искомое место.
Стоит обратить внимание на ключевую фразу, отражающую всю суть посланий записанных на поверхности каменных крестов. Неспроста в тексте выделяется фраза о дворянском происхождении Никиты Акинфиевича с самого рождения, хотя на самом деле это неправда. На момент рождения сына, Акинфий не был дворянином, высокий титул ему пожаловали лишь два года спустя. Так что 8 сентября 1724 года на берегу Чусовой родился простой смертный, а не носитель дворянских кровей. В этом кроется не только мотивация к созданию исторического памятника, но и отображение главной печали всей жизни Никиты Демидова – отсутствие статуса дворянина по рождению. Вот так личное тщеславие наследника одного из богатейших родов России, стремящегося приписать себе дворянское происхождение стало поводом для возникновения этих замечательных исторических памятников. С одной стороны — не самый красивый поступок, но об этом уже мало кто задумывается, а с другой — был бы Никита человеком скромным Чусовая бы лишилась одной из своих «исторических жемчужин».
В наши дни Демидовские кресты — уникальный исторический памятник Среднего Урала. Уникален он еще и потому, что расположены кресты в довольно труднодоступном месте. Как таковых дорог здесь нет, есть только проторенные джиперами направления. Если вы не обладаете прокаченным под экстремальные путешествия внедорожником, то в качестве альтернативы можно рассмотреть речной плот. Демидовский крест входит в обязательную экскурсионную программу у сплавщиков по Чусовой.