В начале года российская туриндустрия получила новый закон. По предложению депутатов фракции «Единая Россия» Госдума снизила размер финансового обеспечения для операторов внутреннего туризма с 1 млн. до 500 тыс. руб. Никаких дополнительных депозитов, поручительств, залогов вводиться не будет. Законодательные инициативы комментирует Юрий Барзыкин, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму.
Юрий Александрович, в начале года по России с плакатами на улицу вышли представители туриндустрии, которые в один голос заявляли о том, что новый закон станет для них убийственным…
– Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» был принят Госдумой 17 января во втором и третьем чтениях, 24 января одобрен Советом Федерации, 5 февраля подписан президентом и 9 февраля опубликован. В его доработке приняли участие Правовое управление Президента РФ, ТПП РФ, Российский союз туриндустрии, Российская академия наук, представители регионов, туроператоры, страховые компании, Ассоциация российских банков и другие. Его объем увеличился с 15 страниц до 42.
Прежде всего в законе уточнены понятия «туризм», «турист» и другие. Введены новые определения: экскурсанта, гида-переводчика, инструктора проводника, финансового обеспечения. В понятие туристской индустрии включены объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, операторы информационных систем, а также организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов по туризму. В госрегулирование туристской деятельности вернулись понятия разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ. Включена статья по обеспечению безопасности туризма.
Финансовое обеспечение не потребуется для турагентской деятельности, организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание, а также государственных предприятий, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории России по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.
Определены особенности реализации турпродукта. Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого турагентом с туроператором. Турагент реализует туры от имени и по поручению туроператора, который несет предусмотренную законом ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание услуг, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.
В законе также прописан порядок осуществления выплат по финансовой гарантии, причем выплаты туристу могут производиться и без судебного решения.
– Не приведет ли закон к сворачиванию свободного туристического рынка, особенно в регионах?
– Мы консультировались с участниками рынка, собрали множество комментариев. Из 90 официальных отзывов только 12 были отрицательными.
Да, введение фингарантий ведет к укрупнению бизнеса, но отнюдь не к его монополизации. Сегодняшние механизмы дают возможность объединять усилия для реализации совместного турпродукта, что только повышает ответственность небольших турфирм друг перед другом. Конечно, оформить финансовую ответственность смогут только крупные туроператоры. Наш комитет настоял на том, чтобы в законе были оставлены механизмы страхования, которые вполне подъемны для малого и среднего бизнеса.
– Какая доля ответственности лежит на государстве, а что должен взять на себя бизнес?
– Туризм – это многоотраслевой комплекс, и решать проблемы нужно сообща. В первую очередь, думаю, должно быть увеличено бюджетное финансирование этой сферы, в том числе на продвижение российского турпродукта на внутреннем и международном рынках. Федеральные и региональные целевые программы – это тоже государственная поддержка, средства которой расходуются прежде всего на необходимую инфраструктуру.
Рынок туруслуг в нашей стране начал формироваться в начале 90-х гг., и сегодня, конечно, уступает западному. Весь оборот российских туроператоров составляет порядка $3 млрд, а у отдельных зарубежных компаний – у каждой более $10 млрд. Однако туриндустрия в нашей стране в последнее время стала одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики. Хотя пока туризм не занял достойное место ни в доходах, ни в количестве рабочих мест, ни в подъеме смежных отраслей.
Что касается бизнеса, то инвестиции приходят тогда, когда государство создает для этого благоприятные условия.
– Что сдерживает развитие туристической отрасли в России?
– Многое: постоянное удорожание стоимости российского турпакета за счет роста цен на авиа- и железнодорожные билеты, размещение и другие предоставляемые туристам услуги, низкая платежеспособность массового отдыхающего и соответственно доступность отдыха и лечения на курортах, недостаточная государственная рекламная кампания отечественного туристского продукта в России и за рубежом, а также недостаточное развитие туристской, инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, недостаточность механизмов создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую инфраструктуру, недостаточность квалифицированных кадров, несоответствие цены и качества услуг.
– Как вы оцениваете масштабы бюджетного финансирования туротрасли в 2006 году? Каковы перспективы?
– Конечно, пока это небольшие деньги. В федеральном бюджете в программе «Развитие государственной статистики России в 2007–2011 гг.» на текущий год предусмотрено 3 млн. руб. на развитие статистики в туризме, а в целом предельный объем финансирования составит 15 млрд. руб. Если говорить о финансировании инфраструктуры, то в бюджете на 2007 год из федеральной целевой программы «Юг России» выделено 650 млн руб. Разрабатывается новая программа «Юг России» на 2008–2012 гг., в которую планируется включить значительно большие средства. Из ФЦП «Развитие города Сочи как горно-климатического курорта (2006 – 2014 гг.)» планируется финансирование на 2007 г. в размере 16 млрд. рублей. Общий объем средств программы составит 315 млрд. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 195 млрд. рублей.
– Одним из механизмов экономической поддержки туризма в нашей стране стало создание семи ОЭЗ туристско-рекреационного типа, куда входит и Краснодарский край.
– Смысл их создания лежит не столько в освобождении от налогов, сколько в том, что государство формирует систему стимулов для инвесторов. В прошлом году на конкурс по созданию турзон было подано 28 заявок, но десять были отсеяны уже на первоначальном этапе из-за отсутствия полного комплекта необходимых документов.
Согласно закону, в рамках ОЭЗ государство финансирует строительство местной инфраструктуры. Всего из федерального бюджета до 2026 года на создание ОЭЗ туристического типа планируется потратить 44,5 млрд руб., в основном они пойдут на строительство и реконструкцию дорог, аэропортов, электросетей, систем газо- и водоснабжения. Частные инвестиции при этом должны составить 273 млрд руб. У каждой зоны предполагается своя специфика. Так, в Иркутской области будут созданы условия для так называемого «делового туризма», а также лыжного и водного. Ожидается, что к 2026 году это привлечет около 1 млн. человек. В Бурятии построят два горнолыжных комплекса, крытый аквапарк, яхт-клуб и конно-спортивный комплекс. В Республике Алтай тоже будут развивать горнолыжный спорт и альпинизм, а в Алтайском крае ставка делается на спелеотуризм и водные виды спорта (рафтинг, байдарки, каяки). Разработчики убеждены, что эта турзона вполне сможет претендовать на проведение международных соревнований по технике водного туризма. В Краснодарском крае и в Калининградской области главное – создание деловых и гостиничных комплексов, а в Ставропольском крае – отдых с использованием уникальной бальнеологической и лечебной базы. В этом году регионы и муниципалитеты подготовят концепции и мастер-планы зон. Финансирование подготовки концепций пойдет из федерального бюджета. На эти цели, в том числе и для привлечения консультантов, в нынешнем федеральном бюджете предусмотрено 1,1 млрд. руб.
В результате функционирования турзон будет создано 86 тыс. новых рабочих мест, а с учетом смежных отраслей – 207 тыс. Туристский поток возрастет с 3 до 11 млн. туристов в год, общие налоговые поступления в бюджеты всех уровней к 2026 году составят около 259,5 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет – 182 млрд. руб.
– Что же остается остальным?
– Уже через два года Правительство РФ планирует новый конкурс. Как показал опыт, это стимулирует регионы к созданию новых программ, проектов, увеличивает темпы их социально-экономического развития. У России прекрасные перспективы, природный, исторический, культурный потенциал, но, чтобы его использовать, нужны механизмы, которые только сейчас выстраиваются.
Юрий Барзыкин — заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности
Справка «ОвР»
Финансирование продвижения туризма из региональных бюджетов в субъектах РФ в 2006 г. (данные Федерального агентства по туризму)
Субъекты РФ тыс. руб.
Москва около 1 млрд
Краснодарский край 210 000
Санкт-Петербург 150 000
Вологодская область 60 000
Самарская область 32 284
Московская область 26 840
Иркутская область 17 000
Тверская область 17 000
Тюменская область 16 254
Республика Татарстан 16 000
Ханты-Мансийский АО 16 000
Динамика финансирования отрасли туризма из федерального бюджета РФ (данные из Федерального бюджета РФ 2001–2007 гг.)
2001 год 5 400
2002 год 126 550
2003 год 102 000
2004 год 102 000
2005 год 110 160
2006 год 117 000
2007 год 137 443