В регионе уже подготовили предложения по развитию этой сферы и направили их в федеральное правительство
Предложения по развитию яхтенного туризма в Крыму подготовлены после визита президента РФ Владимира Путина на полуостров и переданы в федеральное правительство, сообщила руководитель проекта по гражданскому развитию района Балаклавской бухты Мария Литовко.
В 2015 году президент поручил поддержать яхтинг и морской туризм на Крымском полуострове. Для этого в Республике Крым создали экспертный совет. В марте этого года Литовко на встрече Путина с общественностью Крыма и Севастополя озвучила ряд предложений по поддержке яхтенного туризма. Президент высказался за активное развитие яхтинга в Балаклавской бухте, в частности, поручив силовикам «передвинуться», чтобы обеспечить возможности для развития яхтенного спорта и создания его базы, и поручил Литовко подготовить и передать в правительство РФ предложения по развитию яхтинга.
«Материалы, как и было поручено, уже переданы. Все предложения, как поручал президент, изложили, сейчас ждем обратной реакции», — рассказала Литовко.
В программу предлагается включить строительство новых марин и причалов для яхт, адаптацию портов для приема этого вида судов, а также создание сети заправочных станций. По словам экспертов, развитие яхтенного направления потребует миллиардных вложений со стороны государства и инвесторов, но они окупятся за счет роста турпотока и налогов.
Отдых в море
Литовко отметила, что доклад состоит из нескольких разделов, в том числе приводится опыт других стран и статистика по туристическому потоку. Например, в Средиземноморье ежегодно приезжают миллионы желающих провести отпуск или совершить небольшую прогулку на яхте, в некоторых странах, например, в Турции, яхтинг приносит половину доходов всей туротрасли. По оценкам специалистов, если удастся реализовать планы по развитию яхтенного туризма, то турпоток на полуостров может значительно вырасти — речь идет о сотнях тысяч человек. Притом это туристы самых разных категорий, у которых есть возможность с комфортом отдохнуть на судне с двигателем или заняться экстремальным спортом на парусном.
Она добавила, что нередко путешествие на яхте обходится даже дешевле, чем обычная турпоездка.
«Можно получить три в одном: проживание дешевле, чем в отеле, возможность приготовить что-то прямо на борту и транспортное средство. При этом можно выбрать место, где стоять, и получить уединенность — многие в отпуске ищут именно это, особенно жители больших городов», — рассказала собеседница.
Председатель комитета по санаторно-курортному комплексу и туризму Госсовета Республики Крым Алексей Черняк отмечает, яхтенный туризм перестал быть элитным. «Есть яхты по 200 м длиной и стоимостью миллиарды, но средний класс может позволить себе купить небольшое судно — оно стоит примерно, как автомобиль. Снижает стоимость для яхт с двигателем и применение современных технологий — тех же электродвигателей», — пояснил он.
Он добавил, что яхты становятся все более популярны и для корпоративного отдыха, например, проведения тренингов для коллектива. За рубежом все чаще встречается совместный прокат яхт: когда судно для путешествия арендуют несколько семей. «Во всем мире яхтенный туризм пользуется спросом, в Европе — сотни марин. По данным налоговой, граждане РФ в год официально тратят свыше $300 млн на содержание яхт за пределами страны, и часть из них с удовольствием перевезли бы яхты к нам», — рассказал Черняк.
Председатель федерации парусного спорта Севастополя Валерий Зубков в свою очередь указал, что любители комфортного отдыха обычно выбирают большие суда, а вот те, кому интересно управлять самостоятельно, участвовать в регатах и проверить себя, предпочитают парусные суда. Причем в Крыму, отмечают эксперты, ходить на яхтах можно круглый год: основной сезон длится с апреля по октябрь, а с ноября по март — время для тех, кто любит более экстремальный отдых.
Путь из пешеходов в мореплаватели
Как отметила Литовко, одной из основных задач для развития яхтенного туризма станет создание сети яхтенных портов и стоянок вдоль побережья. Переход между маринами не должен превышать расстояния, которое яхтсменам комфортно проходить за день — 20 морских миль или около четырех часов пути. Сейчас между наиболее приспособленными стоянками (Балаклава и Ялта) — около 60 миль.
«Всего нам нужно девять портов и яхтенных стоянок, которые еще называют порт-убежище, и если мы выполняем эту программу, то появляется 2 тыс. стояночных мест», — уточнил Черняк.
Как пояснил советник министра транспорта Крыма Алексей Волков, такая сеть яхтенных стоянок дает возможность пополнить запасы воды и продуктов, при необходимости заправить судно топливом, сменить экипаж и выполнить прочие необходимые для продолжения пути действия. При этом портовые сооружения должны обеспечить безопасность судов не только при спокойном летнем море, но и в сезон зимних штормов. Инфраструктура действующих портов Крыма частично подходит для работы с яхтами, но в будущем планируется ее обновление именно под эти типы судов.
«В Евпатории и Ялте в высокой степени готовности инфраструктура. Они каждый год этим направлением (работой с яхтами) занимаются, также в Севастополе давно развивают яхтенное направление. В Феодосии и Керчи отсутствует инфраструктура, удобная для яхт с точки зрения досуга и развлечения, но есть грузовые порты, где можно встать на стоянку. Реконструкции требует сеть портопунктов Крымского полуострова — оборудованных причалов, куда раньше подходили пассажирские суда. В их числе Симеиз, Мисхор, Гурзуф, Партенит», — уточнил Волков.
По его данным, на реконструкцию и создание инфраструктуры для яхт в портах Крыма еще в 2014 году, в одной из первых редакций федеральной целевой программы по развитию полуострова, было заложено 4,8 млрд рублей. Сейчас в регионе разработана новая концепция, она уже утверждена Минэкономразвития РФ, и это позволит скорректировать финансирование яхтенных проектов при обновлении технико-экономических обоснований для конкретных объектов.
В свою очередь Зубков добавил, что для Крыма не станет проблемой обеспечить отрасль специалистами: есть профессионалы, которые способны заниматься ремонтом судов, и те, кто может стать инструктором или шкипером-сопровождающим для туристов.
Несмотря на санкции
Определенные ограничения на развитие отрасли накладывают санкции, введенные некоторыми странами для компаний, сотрудничающих с Крымом, для судов, входящих в порты полуострова, и их владельцев. В частности, Международная федерации парусного спорта потребовала от коллег в РФ не проводить в Крыму и Севастополе чемпионат и первенство России, отборочные этапы кубка страны.
«Но мы [крымские спортивные организации] сами проводим регаты, в том числе всероссийские. Например, несколько дней назад закончилась регата на призы командующего Черноморским флотом, в которой участвовали 15 регионов от Калининграда до Владивостока», — рассказал Зубков.
По словам Черняка, санкции не смогли полностью перекрыть приток иностранных туристов. Ежегодно в порты Крыма заходят яхты из-за рубежа. «Кто-то не боится санкций, кто-то под них не подпадает, а кто-то от штормов прячется», — пояснил собеседник.
Проблемы границы и топлива
По словам Литовко, яхтсменов отталкивает не только отсутствие марин. Серьезно осложняют жизнь владельцам и требования, которые в России нередко едины для разных типов судов, при этом для маленьких яхт их выполнить труднее, чем для больших круизных лайнеров.
Она отметила, что для привлечения яхтсменов нужно ослабить правила пограничного и таможенного режима, как это уже сделано в Балаклавской бухте и на участке между мысами Айя и Фиолент в Севастополе, облегчить процедуру для чартерных судов и разрешить юридические вопросы, из-за которых сейчас иностранцы не могут арендовать яхты под российскими флагами. Кроме того, предлагается создать «единое окно», которым могли бы воспользоваться и экипажи прибывающих яхт, и инвесторы в сфере яхтенного туризма. Из-за того, что законодательство, касающееся яхт, — сложное, сейчас приходится оплачивать услуги агентов.
«За три года третий раз меняются требования технического контроля — по приборам, которые должны стоять на яхтах. Таможенные вопросы достаточно сложны: каждый раз яхта под иностранным флагом должна проходить таможенный контроль, досмотр, проверку документов, но нет инфраструктуры, где было бы удобно это делать. Есть и определенные вопросы пограничного режима <…> Мы сейчас предлагаем, как пилотный проект, отменить в пятимильной зоне Крыма пограничный режим», — рассказал глава парусной федерации Зубков.
Он добавил, что также есть проблема с заправкой судов. Для яхт в Крыму практически нет специальных заправок, приходится искать альтернативные, зачастую не соответствующие требованиям способы передачи топлива. «За рубежом с этим проблем нет: везде оборудованы заправки или специальная машина приезжает», — уточнил Зубков.
Как пояснил Волков, таможенные пункты пропуска в портах полуострова изначально ориентированы на грузовые суда и отличаются от тех, которые работают в специализированных маринах, «но сегодня во всех портах есть пункты пропуска через государственную границу, везде готовы принимать иностранные суда, иностранные яхты». С заправками, по его данным, ситуация действительно сложная. Портовая инфраструктура Крыма строилась, когда для отрасли действовали другие правила, и сейчас трудно найти площадку, которая бы удовлетворяла требованиям законодательства в части работы с топливными грузами. «Надо либо все модернизировать, либо заново строить, но на это пока нет денег», — добавил Волков.
По данным Черняка, для создания сети топливных станций на данном этапе нужно около 500 млн рублей. Сделать это возможно за счет инвесторов.
«Морские» миллиарды
По оценкам специалистов, оборот в сфере яхтинга на территории Крыма и Севастополя может превышать 30 млрд рублей в первые годы, пока наиболее активно будут идти покупка и продажа яхт, а в последствии этот показатель будет формироваться за счет обслуживания судов и услуг, предоставляемых туристам.
«Инвесторы приходят, которые готовы вкладываться в яхтенный туризм. Также есть официальные данные о том, что несколько чартерных международных компаний принадлежат россиянам, — то есть сейчас наш бизнес интересуется этой сферой, но вкладывает деньги за рубежом», — рассказала Литовко.
Кроме того, развитие яхтенной инфраструктуры приведет к укреплению береговой линии, привлечет инвесторов и даст новые заказы для портов и судоремонтных заводов. «У нас есть судоремонтные заводы, которым сейчас отдали заказы оборонные, но это глобальные проекты. А на ремонте, строительстве, обслуживании яхт они смогут зарабатывать большие деньги. Это поможет нам оживить наши порты с учетом того, что из-за санкций мы не можем принимать груз корабли, пассажирские теплоходы», — добавил Черняк.
По информации крымского Госсовета, строительство яхтенной инфраструктуры и развитие сопутствующих гостиниц, ресторанов и туробъектов даст региону прядка тысячи рабочих мест, только прямых налогов ожидается около 35 млн рублей в год.