Законопроект, который наделяет религиозные организации исключительным правом на организацию паломнических поездок, в его нынешнем виде навредит не только турбизнесу и туристам, но и самой церкви. Церковь не должна отталкивать турбизнес, будет гораздо правильнее сотрудничать с ним. Такое мнение высказали участники круглого стола по взаимодействию туроператоров и РПЦ, который прошел 11 марта в рамках заседания Регионального совета Российского союза туриндустрии на выставке «Интурмаркет».
Напомним, в первом чтении поправки к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», был принят 10 января этого года. В нынешней редакции они серьезно ограничивают право турфирм на организацию паломнических туров, отдавая эту деятельность полностью в ведение церкви. Депутаты объяснили необходимость принятия закона участившимися случаями обмана богомольцев турфирмами.
По мнению участников круглого стола, в законопроекте есть очевидные противоречия. В частности, на практике определить грань между паломническим и культурно-познавательным туризмом очень трудно. Во многие известные храмы люди едут не с паломническими целями, а с чисто экскурсионными – узнать историю, познакомиться с архитектурой.
Кроме того, закон признает деятельность религиозных организаций по проведению паломнических поездок, включая размещение, питание, транспортное, экскурсионное и иное обслуживания, а также деятельность по установлению и развитию международных контактов в целях организации паломнических поездок. Однако, по словам представителей турбизнеса, все перечисленные услуги – это именно туристическая деятельность, регулируемая соответствующим отраслевым законом. И если церковь хочет всем этим заниматься, она должна предоставлять, в частности, размещение и питание в соответствии с отраслевыми стандартами. Но это явно «непрофильная» для церкви деятельность, так что предоставляемые ею услуги такого рода нередко вызывают нарекания туристов.
Однако, по словам директора паломнической службы «Радонеж» Юрия Минулина, самое драматичное в нынешней ситуации не столько принимаемый закон, так как паломничество – дело действительно церковное, и давно ждет урегулирования, а то, как он преподносится обществу. «Церковь не проявляет стремления к диалогу с турбизнесом, хотя благодаря ему было сделано очень много для сохранения интереса к истории православной церкви. Она фактически отделяет себя от общества, разобщает людей, деля их на правильных и неправильных». Те, кто готовил законопроект, не общались с представителями турбизнеса, включая, например, паломническую службу Валаамского монастыря, которая занимается этой работой уже более 25 лет и накопила колоссальный опыт», – пояснил он.
«Нам говорят о недостаточной подготовленности светских экскурсоводов, однако церковные власти никогда ничего не делали, чтобы повысить их квалификацию. Более того, за 30 лет так и не появилась площадка, где мы могли бы обсуждать общие рабочие вопросы»», – сказал г-н Минулин. По его словам, ни церкви, ни турбизнесу не нужно разобщение: «Давайте церковь и турбизнес будут учить и учиться друг у друга, чтобы вместе делать одно дело. В главном храме Иерусалима уживаются и туристы, и экскурсоводы, и паломники, причем более 200 конфессий, и никто никому не мешает».
Заведующий кафедрой туризма Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСГТУ) Алексей Ткалич согласен с Юрием Минулиным: взаимодействие паломнических и светских служб – это то, к чему надо стремиться. «Церковь не должна диктовать свои условия обществу. У человека есть право на выбор: отправиться на светскую экскурсию или в паломнический тур, через турфирму или религиозную организацию. Никто не вправе создавать искусственных границ», – уверен эксперт.
Тем не менее границы уже возникают и вполне реальные. По словам секретаря общественного совета по туризму при комитете Псковской области по культуре и генерального директора компании «Континент» Светланы Барановой, на территории Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с 2019 года право проводить экскурсии для групп получили исключительно экскурсоводы монастырской экскурсионной службы. И хотя потом монастырь вроде бы и пошел на диалог с турбизнесом, условия работы остаются непонятными, а взаимодействовать с церковными властями по-прежнему непросто.
Представитель пермской компании «Развитие» Лариса Левина подтвердила, что с каждым годом работать с экскурсионными группами в монастырях становится все труднее. «Мы всегда возили туристов по стране в культурологические туры, но теперь нас все чаще спрашивают, от какого мы прихода. И как только узнают, что мы – турфирма, начинаются всякого рода отговорки и заминки. Аналогичная ситуация с Дивеево, откуда меня как экскурсовода вывели, потому что я без бейджа. В итоге, если раньше мы набирали много таких групп, то сейчас решили, что одной в год – достаточно», – рассказала г-жа Левина. По словам Юрия Минулина, это яркий пример, как сама церковь ограничивает доступ желающим посещать святые места.
Главный вывод участников круглого стола – необходим симбиоз культурного и религиозного наследства нашей страны. Оно принадлежит всем гражданам, и его нельзя отдавать в чье-то единоличное ведение. Должно быть налажено взаимодействие церкви и светских организаций. Тем более что опыт успешной совместной работы уже есть. По словам представителя администрации Кемерово Дмитрия Черноскутова, в связи с новым законопроектом епархия сама вышла на них с просьбой посодействовать диалогу с турбизнесом по организации паломнических туров. Нормально развивается сотрудничество также в Самарской области, где религиозные организации взяли на себя обучение светских экскурсоводов. По словам директора «Козельского бюро путешествий и экскурсий» Елены Губаревой, в Оптиной Пустыни взаимодействие турфирм и монастырских властей складывается вполне успешно.
По словам руководителя Регионального совета РСТ Ольги Санаевой, положительный опыт взаимодействия турбизнеса и церкви будет собран и обобщен. А затем РСТ постарается донести позицию турбизнеса до властей.