Москва, 12 марта — Вести.Туризм
Здесь сплетаются в единый аутентичный пейзаж заброшенные и разрушенные войной здания, необычная кухня и природные красоты. Этим и удивляет страна Абхазия. От друзей не раз слышал восхищенные рассказы об этих краях.
Недавно случилась командировка в Сочи, откуда до Абхазии – рукой подать. У меня на выбор было два варианта изучения страны. Первый – более бюджетный: покататься и все посмотреть самому. И второй: найти экскурсионную компанию, которая провезет меня по самому интересному маршруту в сопровождении гида. Изучив отзывы коллег, я понял, что Абхазия таит некие «подводные камни» для туриста: от горячего темперамента местных жителей и до жажды легкой наживы. А потому решил предоставить профессионалам организацию моего путешествия.
Благо, предложений оказалось очень много. Но на одном из профильных сайтов меня зацепила строчка «Мы не ездим по строго определенным маршрутам и не пересказываем тексты стандартных экскурсионных программ. Для каждого клиента мы создаем персональное путешествие». Это то, что мне нужно, решил я!
«Родные» рубли и суровые пограничники
Как обычно, свободного времени было в обрез. Так что познакомиться с Абхазией предстояло всего за один день. Для въезда в страну нам жителям России достаточно иметь при себе гражданский паспорт и желательно сделать туристическую страховку. Возьмите с собой «родные» рубли и, желательно, в виде множества мелких купюр (сдачи ни у кого и никогда не будет). Про банковские карты забудьте: ими, конечно, можно расплатиться в крупных супермаркетах, но… не советую – из соображений безопасности.
Вооружившись этими знаниями, я почувствовал себя в полной боевой готовности. Мы встретились с гидом у выхода из отеля. На этот день мне были предоставлены качественный полноприводный автомобиль (позже я это оценю) и гид Иван. В машине меня уже ждал горячий и ароматный кофе (вот люблю я компании, которые знают, что такое сервис и путешествие с комфортом).
Сколько пограничных контролей я в своей жизни прошел – не сосчитать, но я и представить себе не мог, что на границе с Абхазией мною так всерьез заинтересуются. Трудно сказать, что именно так насторожила во мне сотрудника погранслужбы. Но минут 5 мой мозг работал в усиленном режиме, вспоминая факты и даты из всей предшествующей жизни. Признаюсь, въехал я в Абхазию со слегка подпорченным настроением.
Зимний вечер в Гаграх
И вот мое первое абхазское удивление: множество разрушенных и заброшенных зданий, обилие придорожного мусора – и при этом качество дорог довольно приличное! Первый город, который встречает путешественников в Абхазии, – это знаменитый курорт Гагры. Перед въездом в него, я решил перевести дух: остановился на смотровой площадке. Горы, солнце, море – пейзаж и впрямь великолепен!
Как правило, всех туристов в Гаграх везут посмотреть на знаменитую ротонду, где снимались сцены из фильма «Зимний вечер в Гаграх».
Конечно, по прошествии лет постройка сильно обветшала – от былого великолепия мало что осталось. Но особая энергетика этого места не улетучилась. Правда, насладиться ею в полной мере очень мешали цыгане: не позволяя расслабиться, они назойливо предлагали вроде как только погадать, но, на самом деле, оставить без денег, телефонов, а возможно, и без штанов. Тусуются они здесь еще с советских времен, однако что-то мешало мне воспринимать это окружение просто как исторический артефакт. Может, отвык?
Саспенс по имени «Гагрипш»
На многих экскурсиях я бывал, посетил сотни достопримечательностей, а вот по заброшенным санаториям прежде не бродил. Ощущение, скажу я вам, фантастическое. Да, разбитых и заброшенных зданий в Абхазии очень много, но экскурсовод привел меня именно сюда. Когда-то этот санаторий именовался «Грузией», теперь, по понятным причинам, «Гагрипш».
Построено здание было еще в 1958-60-м годах. И предназначалось исключительно для отдыха советских партийных боссов и членов их семей. Внутри кое-где сохранились и лепнина в пафосной художественной традиции тех лет, и резные перила. Влезать в здание пришлось через заколоченную, но поддавшуюся дверь: она была готова отвалиться и издавала жуткие звуки – как в фильме ужасов. Да и тишина вокруг стояла мертвецкая, нарушаемая разве что хрустом стекла от каждого шага и сквозняком, гуляющим по коридорам.
Кстати, отдыхали люди в те времена, по современным понятиям, не особо роскошно: номера хоть и с удобствами, но маленькие, балкончик крохотный. В столовой воображение нарисовало мне картину из саспенса: призраки из давнего прошлого что-то едят, стуча по тарелкам ложками-вилками, пьют компот, переговариваются. На кухне сохранились старые плиты, а в зале – разбитое пианино. Нажать на клавиши не решился, но живо представил, как ночью все это оживает: пианино само играет, плита сама готовит, а призраки – в нетерпеливом ожидании: скорей наесться и начать вальсировать! Не по себе, скажу я вам, было мне в этом царстве мертвых. Ежеминутно хотелось оглянуться: куда бежать, если вдруг из-за поворота появится охрана в форме госбезопасности и грозно потребует предъявить документы? Спасаться бегством, впрочем, не пришлось.
Покинув руины прошлого, я направился к вечной красоте – озеру Рица.
Дорога камикадзе
По пути к озеру Рица вы встретите, пожалуй, все многообразие и все великолепие абхазской природы. В некоторых местах она просто невероятна и завораживающе девственна. Но фотографировать эту красоту сложно: трудно выбрать ракурс, чтобы в кадр не попали грязь и мусор на обочинах.
Вот Немецкий мост. Сделан он из горбыля и, что называется, дышит на ладан – на нем и стоять страшновато. Но местные смельчаки-джигиты несутся по нему на ВАЗах. К слову, о культуре вождения: ее тут практически нет – движение по серпантинам напоминает гонки на трассах Формулы 1. А потому венки и кресты на обочинах не редкость.
Со всем этим путевым беспределом, однако, смиряет само голубое озеро – оно прекрасно, а потому вселяет спокойствие. Это, наверное, единственное место, где еще и чисто. Вашу душевную гармонию вскоре, впрочем, нарушат местные жители: они, оказывается, с нетерпением ждали именно вас, дорогого гостя, чтобы предложить вам «бесплатно» (про кавычки вы поймете не сразу) сфотографироваться с этим красавцем-орлом… после чего начнется культурный, но настойчивый развод на деньги.
Горная дорога к озеру Рица особенно контрастна и опасна зимой: каждые 5 минут езды может смениться ландшафт – зеленая трава и деревца на сугробы и снежные заносы. Вот когда я понял, для чего мне предложили именно внедорожник. А летом это вполне заурядный и не особо опасный горный серпантин
Днем ранее в Сочи меня застал дождь. А тут, в горах шел сильный снег. Дорогу занесло, и образовалась накатанная колея, причем в одну сторону: либо вверх либо вниз, а по бокам – сугробы высотой с крышу автомобиля. Все бы ничего, но если на нашем пути появлялась встречная машина, то гиду приходилось заруливать в сугроб и скатываться по колее либо сдавать назад до ближайшего поворота. А если уж сел днищем на снег – все, пиши пропало. Тем более, что сотовая связь тут не действует. То есть я еще раз не пожалел, что приехал сюда не сам, а с экскурсионной компанией!
Но, повторяю, само озеро очень живописно. Тишина и душевный покой. Все вокруг настолько первозданно, что из леса ожидаешь появления какого-нибудь доисторического динозавра. Снег не чищен, пробирались по сугробам. А потом расслабились, размякли в местной пацхе: здесь кормили традиционной местной едой, но ожидать высокого сервиса и красивой сервировки было наивно. Впрочем, напрягает все это только в первый момент. А потом понимаешь: тут так живут – наслаждайся аутентичной обстановкой, атмосферой! Тем более, что хачапури-лодочка очень хорош, а то, что сыр в нем был, пожалуй, солоноват, компенсировалось горячим «майским» чаем. Какие еще могут быть требования к обеду высоко в горах?
Мандаринка на торте
Солнце уже устремилось к закату, когда мы прибыли в Новый Афон. И именно такой финал моего путешествия был самым правильным. Потому что здесь забываешь все нервотрепки и стрессы.
В отсветах предвечернего солнца Новоафонский мужской монастырь особенно хорош. Большую его половину уже отреставрировали, и можно спокойно наслаждаться архитектурой. На реставрацию-то деньги нашли, а вот на дорогу к монастырю – нет, и выглядит она, увы, как после бомбежки.
Давно мечтал увидеть Псырцхинскую ГЭС – и поначалу я разочаровался. На первый взгляд, совсем не большой водопад.
Но, как оказалось, самое фантастическое – за ним. Это заброшенная железнодорожная станция. Впрочем, заброшена она не совсем: раз в несколько дней здесь проходит поезд Москва-Сухум.
И опять накрыло чувство умиротворения. Я присел на ржавую скамейку и долго смотрел в одну точку. Даже мысль о том, что брюки испачкает ржавчина, была где-то на периферии сознания. Мне казалось, что я далеко-далеко, в некоем параллельном мире.
Точкой, к которой интуитивно притянулся мой взгляд, оказалась, как я через несколько секунд понял, семиконечная звезда, изображенная на полу здания станции. Странный символ. Что он означает? Мне объяснили: это путь гармонии и совершенства, единства материального и духовного.
Уже почти совсем стемнело, когда я оказался на даче Сталина. В дом-музей идти не хотелось. Я просто стоял и смотрел, как солнце прячется за горизонт. И думал об Абхазии.
Странный это уголок на нашей планете. С позиций туризма, он пока очень далек от совершенства. Но чрезвычайно привлекателен для тех путешественников, которые ищут яркие впечатления, наслаждения красотой природы и необычную национальную кухню.