Тропами Лосиного острова

Вблизи от жилых кварталов большого города можно увидеть трехсотлетние дубы, услышать пение птиц, прокатиться в санях и познакомиться с традициями славянского племени вятичей.

Национальный парк «Лосиный остров» — лесной массив площадью 125 квадратных километров, окруженный жилыми кварталами Москвы и Подмосковья. От станции метро «ВДНХ» к восточному входу в парк ведет Ярославское шоссе, некогда Троицкий тракт, по которому шли в Троице-Сергиеву лавру богомольцы. Автомобильная эстакада, многоэтажные дома, вырезанная из картона пара лосей — и вот уже полосатый шлагбаум, за которым начинается дорожка, проложенная среди деревьев.

Мы — журналисты и фотографы — заходим в лес. За спиной стихает шум большого города. Его сменяют звуки природы: пение синиц, стук дятла, хруст снега. Город растет, наползает, пытается проникнуть в лесную чащу. Нелегко выжить растениям, соседствующим с мегаполисом. Но они живут. Примером служит мощный дуб, растущий у дороги. Ему около трехсот лет, но стоит он крепко, несмотря на то что несознательные посетители топчут корневую систему, царапают кору, качаются на ветках.

Как пахали вятичи

Много лет назад дремучие леса и топкие болота служили естественной защитой славянских селищ. Копая курганы на территории Лосиноостровского лесопарка, археологи нашли предметы материальной культуры племени вятичей. Поэтому в парке появился маршрут «Тропою вятичей». Пройти по дорожке и подышать свежим воздухом может любой желающий. Посетители гуляют с собаками, кормят снующих под ногами белок, упражняются в скандинавской ходьбе, катаются на лыжах.

Группа участников пресс-тура идет по тропе с экскурсоводом национального парка. Журналистам рассказывают о символике, верованиях и традициях природопользования древних славян. Возможно, просторная поляна, примыкающая к нашему пути, была когда-то полем для подсечного земледелия. Вятичи выжигали часть леса, выкорчевывали пни, вспахивали землю сохой и эксплуатировали в течение трех-четырех лет, а затем оставляли отдыхать и устраивали поле в другом месте.

Боги древних славян

Боги, которым поклонялись вятичи, управляли всеми природными явлениями. На древних капищах по кругу стояли идолы Перуна и Велеса, Даждьбога и Ярило. В парке «Лосиный остров» на Тропе вятичей вкопаны в землю деревянные славянские вседержители с вырезанными деталями, характерными для каждого из них. «Приглядитесь, — объясняет экскурсовод, — у бога Рода нижняя часть символизирует родовое древо, верхняя — уходящую в небо крону.

Творец славянского пантеона держит в руке знак Коловорота, на груди у него — круг с восемью лучами, обозначающий солнце». Есть на тропе и избушка на курьих ножках, на самом деле не имеющих никакого отношения к курам. Столбы, на которых стояли избы славян, окуривались дымом, чтобы строение не подгнивало. Отсюда и название — курьи ножки. Тысячу лет назад этот лес выглядел по-другому. В нем преобладали густые дубравы, населенные медведями и волками. Так что жизнь вятичей была далеко не проста.

Проводы русской зимы

Тропа вятичей приводит нас к Музею русского быта — деревенскому дому первой половины ХХ века, наполненному старинными кадушками и чугунками, маслобойками и прялками, утюгами на углях и ручными ткацкими станками. На просторном дворе с резными зверюшками, качелями, беседками в соответствии с народными традициями празднуется Широкая Масленица. Провожая зиму, школьники из города Королёва водят хороводы, играют в ручеек, убегают от дударя, раздувают «пузырь» и пытаются сбить шапку с головы противника.

Во дворе дымит самовар, растопленный еловыми шишками. На столах — праздничное угощение: тарелки с горками горячих блинов, корзинки с баранками и пряниками, банки с медом и вареньем. Масленица завершается сожжением соломенного чучела в виде забавной бабы. Мы бросаем в огонь записки с перечислением всего негатива, который хотим спалить. Затем садимся в сани. Резвые лошадки с конного двора катают нас в санях по заснеженным аллеям.

Босоногая тропа и бесшумная дискотека

Мы сидим в горнице у русской печи с прислоненными к ней ухватами и кочергами. Директор национального парка «Лосиный остров» Игорь Сарафанов делится с нами планами развития инфраструктуры: «В рамках национального экологического проекта мы создадим систему понятной навигации и маршрутизации, откроем пешеходные и велосипедные дорожки. В этом году будет реализован проект „Босоногая тропа“. В окружении прекрасной природы протянется четырехкилометровая дорога.

Ее участки будут иметь разное покрытие: песок и гальку, опилки и шишки, древесную кору и винные пробки. По маршруту нужно идти босиком, разувшись. Кроме тактильных ощущений, будут и элементы экологического просвещения. А в следующем году мы начнем проводить бесшумные дискотеки. Представьте: диджей крутит музыку, но она слышна только людям, которые танцуют в наушниках. Громкие звуки не помешают ни посетителям, ни животным, обитающим в парке».

Рай для диких зверей

Представители СМИ задают вопрос, волнующий всех москвичей: не сокращается ли в национальном парке число животных? «Нас окружает плотная городская агломерация, — отвечает Игорь Геннадьевич. — Экосистема парка замкнута и особенно не меняется. В парке свободно гуляют лоси — порядка 50 голов. На территории обитает около 150 пятнистых оленей. Численность кабанов нестабильная. Чтобы подкормиться, на биостанцию приходит несколько выводков диких свиней, каждый из них имеет 5-6 поросят.

Животные в парке дикие, без вживленных чипов и GPS-ошейников. У нас нет необходимости мониторить их перемещения — мы и так знаем, в каких местах они пасутся. Звери любят безлюдные водно-болотные угодья, где можно найти корм и скрыться от посторонних. В парке много зайцев, белок, лис, ежей, различных стервятников. Но случаев браконьерства не бывает. Наши инспекторы и лесничие хорошо оснащены. Они ежедневно обходят территорию и патрулируют на байдарке верховье Яузы».

Источник



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest