Говорят, сложные лыжные походы – дело мужское. Этот стереотип разрушила врач-хирург из подмосковного Фрязино Ольга Соболева, пройдя маршрут 5-й категории сложности по массиву Буордах в Якутии.
Ольга, 18-летняя студентка мединститута, сходила в свой первый туристский поход по лесам Подмосковья в 2005 году. Так всё и началось. Потом были походы посложнее и в более удаленные от дома районы, но все без регистрации в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК), а ведь именно эта формальность делает обычный поход спортивным и дает основания для покорения по-настоящему диких и труднодоступных мест.
– Когда я это поняла, то пришла в лыжную школу турклуба МГТУ имени Баумана и вместе с «бауманцами» сходила несколько походов 1–2-й категории, – рассказывает Ольга. – В 2017-м захотелось пойти в поход 3-й категогии. По наводке друзей узнала о турклубе «Абрис» в городе Королеве. В тот сезон планировали сразу три лыжные «тройки», было из чего выбирать. Я присоединилась к группе, собиравшейся на Северный Урал. Без опыта, который я там получила, нечего было и мечтать о Якутии.
На вопрос «почему именно Якутия?» Ольга отвечает, что этот регион давно манил ее своей «таинственностью и дикостью». Поэтому когда молодой, но уже опытный инструктор Евгений Батуев начал набирать группу для лыжного похода по массиву Буордах, она сразу откликнулась. Мотивация других участников похода, а всего их набралось восемь человек, была связана с горой Победа (самой высокой точкой Якутии – 3003 метра) и желанием внести свой вклад в освоение района и исследование новых перевалов.
Точка пересечения
Буордахский массив – часть горной системы хребта Черского на северо-востоке Якутии. Хребет был открыт в 1926 году, став последним (и крупнейшим по масштабу) географическим открытием ХХ века. Впрочем, открытие коснулось лишь факта существования гигантской горной системы. Ее исследование началось только в середине 1940-х годов, а первый туристский отчет по хребту Черского относится и вовсе к 1958 году.
Из-за малой изученности района здесь масса возможностей для «первопрохода», что особенно ценится в спортивном туризме. По этой причине Буордах в последние годы стал привлекать внимание иностранцев. Так, в 2015 году австрийские фрирайдеры посетили Буордах с целью первого горнолыжного спуска с горы Победа. Об этом спуске был даже снят красивый фильм «The White Maze», трейлер которого можно найти на ютубе.
В феврале 2018-го итальянский альпинист Симоне Моро, известный покорением нескольких восьмитысячников, взошел на Победу, позиционируя это как первое зимнее восхождение на самую холодную гору мира.
– Про зимнее восхождение Моро мы узнали после Нового года. Поскольку точка захода в район у Моро и у нас была одна и та же – село Сасыр, – неудивительно, что в конце концов мы вышли на заметенный след снегоходов группы Моро, – говорит Ольга.
Не влазь, самострел
Перелет Москва – Якутск, 30 часов в дороге до села Сасыр – и вот наконец группа на старте маршрута. В дневнике, который вела Ольга, появилась следующая запись: «Вечером 10 марта было холодно, минус 38. Поставили палатку в лиственничном лесу, снега по колено, дров много, поэтому ужин готовили на костре. Хотя ветра не было, посидеть у костра никому не захотелось – в такой мороз не до походной романтики. С утра солнечно, шли по следу от «Бурана». Густой лес скоро закончился, и пошла лесотундра с отдельно стоящими лиственницами. Этакий парк за тысячу километров от цивилизации.
Обед приготовили на костре. После обеда прошли еще три километра до оленеводческой базы. На базе все истоптано оленями, стоит большой дом, но людей нет, лишь пара собак бегает и смотрит на нас. На двери дома табличка с предостережением: «Не влазь, самострел». Довольно сурово, учитывая, что у эвенков в прошлом не существовало явления воровства. Удалось позвонить родным по мобильнику, дальше связь будет только спутниковой».
На второй день похода группа наткнулась на старый след от снегоходов, оставленный командой Симоне Моро. Из дневника Ольги:
«След был сильно заметен, поэтому пришлось прокладывать себе путь по заметенной снегом тундре, иначе говоря, тропить. В час дня остановились на обед. С места привала открывается красивый вид на покрытую лесом долину реки Тирехтях. Вдали видна длинная белая полоска, от которой поднимается пар. Это Улахан-Тарын – крупнейшая в мире наледь, растянувшаяся на 30 километров».
Шкурный интерес
«Сидеть больше 10 минут на перекуре не получается, – пишет Ольга в дневнике на третий день похода, – начинаешь замерзать. Температура по ощущениям едва ли выше минус 30. После поворота долины реки на запад у нас холодный обед. В ход идут окаменевший сыр, колбаса, конфеты, спасает только горячий чай из термосов. Долина далеко просматривается, идти на лыжах становится проще, в час мы проходим 3–4 километра.
След от снегоходов заканчивается. Очевидно, что дальше на снегоходах команда Моро проехать не смогла. Тут мы обнаружили две оленьи шкуры, подаренные итальянцам эвенком Павлом Тарабукиным. Он зарабатывает тем, что довозит и вывозит туристов из Сасыра. Так мы с ним и познакомились. По словам Тарабукина, шкуры он подарил, чтобы на них спать, и их можно взять и нам. Берем шкуры с собой. Проходим по заметенным лыжным следам Симоне Моро еще 700 метров и встаем на ночевку».
На четвертый день похода группа оставила большую часть провианта и дрова в долине реки Лэкер, чтобы облегчить движение по кольцевому участку маршрута. На языке спортивного туризма это называется «сделать заброску». Очень кстати, потому как рельеф местности значительно усложнился: «Идем медленно, с санками тут очень тяжело – того и гляди съедут в очередной обрыв. Очевидно, что на этом участке груз удобнее нести в рюкзаке, а санки держать пустыми. В пути натыкаемся на участок небольших ледопадов, которые приходится преодолевать, сняв лыжи и закрепив их на рюкзаках. Похоже, наши рюкзаки резиновые – влезет все что угодно. Собираясь в поход, я очень боялась морозов, но на самом деле бояться нужно было веса рюкзаков».
Якутская готика
Седьмой день маршрута. «Без печки возникла проблема с накоплением изморози в спальниках и конденсаторе (одеяло, которым накрывают спальники в палатке для тепла. – Прим. А.Е.). От этого не было холодно или мокро, только лишний вес, который приходится тащить. За три ночевки конденсатор набрал почти три килограмма лишнего веса. Сушка конденсатора на солнце не помогает».
18 марта, на восьмой день похода, группа подошла к перевалу Кюретерский. Подъем на Победу – сразу за перевалом. «Меняем лыжи на альпинистские кошки. Очевидно, что за одну ходку влезть на перевал с рюкзаком и санками не получится. Долго и утомительно карабкаемся, доходим до гряды каменной осыпи и выходим на нее, крутизна местами 30º. Осыпь из некрупных и подвижных камней, идти по ней в кошках крайне неудобно. Еще тяжелее тащить по камням санки, они то и дело застревают.
Всех поразил участник похода Никита Насыпайко, который смог за одну ходку поднять свой рюкзак, санки и лыжи, а за вторую ходку помог мне. Если бы не Никита, вряд ли бы я осилила этот перевал.
По времени штурм перевала от подножья занял почти три часа. Навигатор показывает высоту 2580 метров. Перевал очень живописный, вблизи видны крутые скальные пальцы и перья, торчащие, как готические башни».
Ура, вот и вершина!
19 марта – исторический для участников похода день восхождения на Победу. «Утром ясно, дует слабый ветер, температура минус 25. Выходим в 7.00, у каждого с собой ледоруб. В наших условиях лавинная опасность минимальна – снега мало. Угол подъема – около 40º, снег очень плотный, прежде чем сделать шаг, ударяешь несколько раз по нему пластиковым ботинком, чтобы сделать удобную ступень.
Дальнейший подъем на вершину проходит по узкому гребню. На штурм вершины отправляются наиболее опытные и технически подготовленные участники: Никита Насыпайко, Дима Яранцев, Павел Комаров и Евгений Батуев. Остальные ждали на седловине. Первую веревку провешиваем по северному склону гребня, тут крутой скользкий лед под неглубоким снегом. Надо отметить, что ледовый склон, понижаясь, становится круче и переходит в висячий ледник с ледопадом, поэтому падать с гребня крайне опасно.
Ура, вот и вершина! Фотографируемся, осматриваем пейзажи, а они впечатляют. Окружающие ледники буквально лежат под нами, склоны действительно очень крутые, особенно северный. По-прежнему дует сильный ветер, видимость – десятки километров, но все в дымке, по небу гуляют тяжелые серые тучи, заряженные снегом, они закрывают горизонт. На севере и востоке видна тайга в долине реки Момы. Приглядевшись, заметили конус потухшего вулкана Балган-Тас. На юге – нагромождения заснеженных гор и хребтов. Настроение отличное, сегодня кульминация похода, сбылась давняя мечта восхождения на якутскую Победу!»
Условие жизни
В общей сложности за 17 дней группа преодолела расстояние 243 километра, что с учетом горного рельефа и экстремально низких температур является очень хорошим результатом. Ольга, единственная девушка в команде, по заверению Батуева, не отставала от ребят и отлично справлялась с обязанностями походного врача. «Аптечку регулярно использовали, – замечает Ольга, – но по мелким поводам. У некоторых были отморожения II степени, но ничего более существенного».
Сейчас Ольга ждет ребенка и сожалеет, что этот сезон для нее потерян. В планах девушки сходить зимой на плато Путорана, побывать на Полярном Урале и в Саянах. «Не ходить в походы для меня – это как не жить», – резюмирует Ольга.
Алексей Егоров