В России может быть принят новый закон о туризме

26.02.2019 | Статьи

В Минэкономразвития назвали главные проблемы отрасли въездного туризма и обозначили приоритетные меры по развитию экспорта туристических услуг. Одной из них является разработка и принятие нового закона о туризме. Еще одно направление – финансовая поддержка туроператоров. Но это еще не все.

Минэкономразвития России разработало проект «Стратегии развития экспорта услуг на период до 2025 года». В документе перечисляются главные проблемы отрасли въездного туризма и приводится список мер, направленных на развитие экспорта туристических услуг.

В проекте документа (есть в распоряжении «Вестника АТОР») отмечается, что ключевыми барьерами для развития экспорта туристических услуг являются: визовый режим, отсутствие специальных мер поддержки туристических компаний, включая финансовые, а также невысокое качество предоставляемых услуг внутри страны.

Визовая проблема и ее решение

В настоящее время Россией заключено 17 соглашений о безвизовом режиме с правом пребывания в России до 90 дней для всех видов паспортов, 1 соглашение – до 60 дней, 2 соглашения – до 30 дней, а также 7 соглашений (со странами СНГ) на срок свыше 90 дней. При этом в России в пилотном режиме реализуется проект выдачи электронных виз в Дальневосточном федеральном округе.

В проекте постулируется необходимость дальнейшего развития системы выдачи электронных виз. Сейчас пилотный проект по выдаче электронных виз действует только на Дальнем Востоке. Электронную визу могут получить только граждане узкого перечня дружественных стран.

В дальнейшем необходимо увеличение соответствующих пунктов пропуска через государственную границу и расширение перечня стран, из которых можно прибывать на территорию Российской Федерации по электронной визе, говорится в документе. По всей видимости, одним из возможных решений визового вопроса может стать и создаваемый совместно Минэкономразвития и Минцифразом «туристический маркетплейс»: сегодня мы публикуем ряд подробностей этого проекта.

Поддержка туроператоров

«В России не реализуются специальные программы финансовой поддержки для туристического сектора, что не позволяет повышать качество предоставляемых услуг и выходить на экспорт», — отмечается в тексте проекта «Стратегии».

В то же время на Западе подобная поддержка применяется. Так, например, страны, входящие в ОЭСР, предоставляют финансовую помощь компаниям малого и среднего предпринимательства (МСП) – такие компании в низкий сезон могут выплачивать только проценты по кредиту, а в высокий сезон – основной долг и проценты, что позволяет снизить нагрузку на МСП. Применяются и другие модели финансирования: крупнейшие производственные компании финансируют специальные программы развития туризма.

В проекте «Стратегии» обозначен ряд мер, касающихся непосредственной поддержки туроператоров в России. Так, в МЭР предлагают создать «виртуальную особую экономическую зону» (ВОЭЗ) для экспортно-ориентированных туроператоров, а также разработать «корпоративные программы повышения международной конкурентоспособности» для крупных российских туроператоров.

Новый закон о туризме

Одной из мер, обозначенных в проекте «Стратегии», указано «совершенствование туристического законодательства». При этом в документе говорится о необходимости разработки нового закона о туризме и туристической деятельности, соответствующего передовым международным правовым стандартам в данной сфере.

В проекте отмечено, что в России на недостаточном уровне внедрена распространенная за рубежом практика системной работы по определению приоритетных туристических направлений и разработке туристических продуктов совместно с транспортными компаниями, в целях продвижения которых в дальнейшем формируется план развития необходимой инфраструктуры и реализуются необходимые меры поддержки компаний туристической отрасли.

«Страны-лидеры экспорта туристических услуг определяют приоритетные рынки для привлечения иностранных туристов, как с точки зрения текущего туристического потока, так и с точки зрения развития новых перспективных рынков, что позволяет им обеспечить географическую диверсификацию экспорта. Выявление приоритетных рынков позволяет осуществить адаптацию туристических продуктов под запросы иностранных туристов», — отмечается в документе.

Строительство новых аэропортов

Серьезным барьером для роста экспорта туристических услуг является, по оценке МЭР, высокая стоимость авиабилетов в Россию. Помимо географического расположения, ключевым вопросом здесь является высокая стоимость аэропортовых услуг, для снижения которой требуется создание необходимой инфраструктуры.

В качестве мер, которую решат данную проблему, авторами предложено строительство «недорогих альтернативных аэропортов». В качестве мер, направленных на снижение тарифов, за рубежом применяется субсидирование затрат авиакомпаний, мониторинг цен на авиабилеты, заключение соглашений между авиаперевозчиками и аэропортами назначения, — также отмечается в документе.

Tax Free в России расширят

В России, несмотря на появление возможности возврата НДС в отношении покупок, совершенных в России, в настоящее время режим возврата НДС работает не в полной мере, отмечается в документе. Возврат НДС применяется только для покупок, сделанных  в розничных точках из специального реестра Минпромторга России. В качестве пилотного проекта система возврата НДС сейчас предусмотрена в аэропортах 4 регионов: Краснодарский край, Московская область, Москва и Санкт-Петербург.

Проектом «Стратегии» предусматривается как минимум расширение перечня городов, в которых действует система Tax Free.

Модернизация отельной индустрии и национальных парков

Важным барьером для экспорта российских туристических услуг, по версии авторов проекта «Стратегии» является слабо развитая туристическая инфраструктура, недостаточное количество гостиниц, в том числе высокого класса, а также низкая эффективность созданных особых экономических зон туристско-рекреационного типа и небольшое количество таких зон в связи с недостаточными усилиями региональных властей по их созданию.

Среди прочих барьеров в МЭР отмечают отсутствие системы классификации и сертификации туристических объектов, которая широко распространена в мировой практике. «Для повышения качества услуг необходим учет требований потребителей российских туристских услуг к получаемому туристскому продукту», — говорится в документе.

В проекте «Стратегии» отмечена необходимость расширения российского гостиничного фонда, особенно в среднем ценовом диапазоне, создание системы классификации и сертификации предприятий гостиничного комплекса, а также их адаптация под требования иностранных туристов (указатели, сайты на основных иностранных языках и т.п.). Среди необходимых мер также называется повышение транспортно-ценовой доступности привлекательных для въездного туризма объектов.

Еще одной проблемой в развитии экспорта туристических услуг также названы «недостаточные усилия по продвижению новых видов туризма, в частности, экологического туризма», который имеет высокий потенциал в России и приобретает все большую популярность за рубежом. Развитию экологического туризма будет способствовать реализация национального проекта «Экология», предусматривающего меры по расширению экологического туризма в национальных парках, говорится в проекте «Стратегии».

Источник



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest