Как только не величали Каспий в разные времена и эпохи: морем синим, черным, белым, Гирканским, Хазарским, Дербентским… но если вы воочию увидите фантастические просторы Казахстана, то поймете, почему для казахов Каспий – это большое озеро. Безбрежным и бескрайним морем они всегда считали Великую Степь. Во все века, передвигаясь по ней, древние кочевники искали не только пастбища…
Каждый современный путешественник в душе тот же кочевник. Та же неуемная тяга к перемене мест, к новизне, к вечному поиску и движению. А что же он ищет? Наверное, то, что, по словам поэтов, искали казахи-кочевники: не только пастбища для своего скота, а пастбище Души – древнюю Землю обетованную!
Два Казахстана
Проделать путь от Каспия до Алтая – это все равно что совершить восхождение. От марсианских красот, инопланетных пейзажей Западного Казахстана, где на глубину сто тридцать два метра ниже уровня моря разверзлась причудливая «черная пасть» – впадина Карагие. Кстати, это одна из самых глубоких и загадочных сухопутных впадин в Азии. От Каспия до берегов Аральского моря простирается огромное пустынно-скалистое плато Устюрт. Природные памятники прикаспийского Устюрта связаны с казахским эпосом. Это край святых мест. Сюда устремлялись паломники, здесь находятся уникальные подземные мечети, созданные мастерами-каменотесами.
Отсюда, от гигантской впадины Азии, через тысячи километров к северо-востоку, на границе России и Казахстана – наивысшая точка и символ Горного Алтая гора Белуха. Ее высота 4509 м.
И черная, уходящая вглубь земли пасть Карагие, и молочно-снежные, сверкающие на фоне ярко-голубого алтайского неба вершины Белухи всегда манили и восхищали путешественников, кочевников, караваны Великого шелкового пути.
Многолика природа Казахстана. Наш сосед – самое крупное государство из не имеющих выходов к океану, которое одновременно расположено и в Европе и в Азии. Его территория – 9-я по величине в мире. Сегодня рассказ о Западных воротах Казахстана и его Северо-Востоке. Каспий и предгорья Алтая – словно два разных Казахстана, словно два непохожих куска пестрого лоскутного одеяла. Такого огромного, что ощутить его размеры можно только из космоса. У Казахстана и России самая длинная непрерывная сухопутная граница в мире – протяженностью семь с половиной тысяч километров. Главное, что сегодня она соединяет, а не разъединяет нас.
Гостеприимство – основная черта характера казахского народа. Сколько раз убеждался, даже если на минуту и по очень важному делу зайдешь в казахский дом, хозяин все равно усадит за стол, наполнит пиалу ароматным чаем.
Такому гостеприимству казахов способствовал уходящий корнями в прошлое кочевой образ жизни. На протяжении многих веков они принимали в своих жилищах-юртах путешественников из разных концов света.
Сколько тебе весен?
Жизнь начинается с весны. Мартовским днем меня спросили: «Сколько раз ты видел, как зеленела трава?»
В Московском доме национальностей прошла встреча с известным казахстанским поэтом Бахытом Каирбековым. Началась она с показа созданного им документального фильма «Наурыз. Ось времени» из цикла «Под вечным оком Неба». Зрители как будто побывали в самых отдаленных уголках Казахстана. Соприкоснулись с его культурой, с душой народа.
У себя на родине Бахыт Каирбеков человек известный – он не только признанный поэт, выпускник Литературного института в Москве, но и яркий режиссер-документалист. Он снял свыше сотни документальных фильмов, и все они проникнуты поэзией, знаниями, глубоко раскрывающими духовные истоки кочевой цивилизации, любовью к земле, к обычаям.
О степной традиции встречать день весеннего равноденствия Наурыз рассказал сам автор фильма. «После долгой зимы наш народ воскресал – подобно траве, – говорит Бахыт. – У нас спрашивают не сколько тебе лет, а сколько раз ты видел, как зеленела трава. То есть сколько прошло весен. И в этом заключен огромный смысл…» Встреча Наурыза для казахов – это радость от горячего весеннего солнца, от первой травы, от появления потомства в отарах и обильных надоев, от свидания с близкими, которые наконец смогли приехать в гости по подсохшим степным дорогам. Вот почему в отдаленных уголках Казахстана, узнавая возраст человека, до сих пор спрашивают: «Сколько тебе весен?»
Документальный фильм о том, как в степи встречают весну, смотрелся на одном дыхании. Мы увидели жизнь, столь непохожую на жизнь современного мегаполиса, где стерты все краски первозданной природы. Захотелось скорее отправиться в путешествие, в яркий мир Востока, бескрайней казахской степи, где живут люди, которые умеют ценить Время.
Лоскутное одеяло
Оказалось, что Бахыт Каирбеков пишет не только стихи и сценарии для своих фильмов, он также автор замечательного труда «Мир кочевья», посвященного верованиям и обрядам казахов.
Богатая история, культура, традиции, обычаи кочевников открывают огромные возможности для познавательного туризма. 30 июня в Астане ждут гостей со всего мира на третий грандиозный этнофестиваль «Мир кочевников», приуроченный к двадцатилетию празднования Дня столицы. Международный этнический фестиваль представит традиционные ремесла, состязания лучников, батыров, охотников с ловчими птицами – беркутчи.
Некоторые считают, что идеально путешествовать по Казахстану в начале мая. Еще не так испепеляюще жарко, но уже и не холодно по ночам. Особенно это время стараются не упустить фотохудожники. Цветущие маки – волшебство, которое невозможно забыть. Алые ковры от края и до края! Весной пейзажи по-особому восхищают – степи, горы, горные озера, каньоны. Потрясающая первозданная мозаика природы.
На самом деле в туристическом плане Казахстан привлекателен круглогодично: азиатское лето, альпийская зима, казахская весна – в любое время калейдоскоп незабываемых впечатлений гарантирован, под каждый сезон туроператоры предлагают что-то особенное.
«Словно Бог плеснул на закате, Горы мчатся горбатою лавой – куда?» – пишет о Казахстане Бахыт Каирбеков. Свою новую книгу стихов и дневниковых записей «Многоточие» он сравнил с одеялом, сшитым из разноцветных лоскутков памяти, ярких остатков от прожитых дней. «Лоскутное одеяло шьется не сразу, лоскутки должны накопиться, отлежаться в заветном сундуке, дождаться своего часа, когда одеяло будет востребовано к месту и поводу». Сшитые старательными мастерицами, одеяла из лоскутков были в каждой казахской юрте, словно символы многоцветного и многогранного, меняющегося и вечно неизменного окружающего мира степи и предгорий.
Путь кочевников
Бахыт Каирбеков уверен, настоящий кочевник – это душа! Душа – это состояние кочевания. И томится она, и томит нас тем, что тоскует по движению, по перемене места во времени и пространстве.
Человек – это очарованный странник, передвигающийся сквозь разнообразные пространства и ощущающий себя частью природных и культурных явлений. Кочевничество – способ жизни, способ познания мира.
Наверное, это тоже символично, что земля кочевников – первая космическая гавань планеты! 12 апреля 1961 года произошло событие, которое останется в памяти всех последующих поколений людей, – человек совершил первый в истории полет в космос. Этот полет был выполнен Юрием Гагариным на корабле «Восток» с космодрома Байконур.
Во многом решение о строительстве космодрома было обосновано географическим положением – огромными пространствами в отдалении от крупных городов, в излучине реки Сырдарьи, с большим количеством солнечных дней в году.
Сегодня Байконур – еще один знаковый объект для увлекательного путешествия в Казахстан. Первая стартовая площадка космических кораблей, первый космодром планеты Земля, город ученых, музей – отличная возможность прикоснуться к славной истории советской космонавтики. За более чем полувековую историю отсюда запущено свыше 1500 космических аппаратов.
Кстати, о космосе и о разных земных делах как-то хорошо рассуждается за дастарханом, в уютной, устланной коврами казахской юрте.
Кочевники умели угостить. В казахской кухне традиционно много мясных блюд. Куырдак – горячее жирное жаркое из бараньих печени, почек, сердца, легких… Копченую, вяленую, вареную баранину и конину принято запивать молочными тонизирующими напитками – такими как катык, шубат из верблюжьего молока, кумыс.
Вместо хлеба баурсаки – жаренные в кипящем масле в казане кусочки теста. Главное кушанье – бешбармак – вареная конина или баранина с отваренными в бульоне нарезанными кусочками теста, укропом, зеленью. А в пиалах бульон – сорпа.
Дастархан начинается и заканчивается чаепитием по-казахски. Это крепкий чай со сливками и молоком. Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире – 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения: в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения.
«Ковра орнамент – карта, долгий путь Кочевий, уходящих в вечность… – пишет Бахыт Каирбеков. – Вглядись в ковер – перед тобою Вечность».
Мир и культура кочевников уходит вместе с поколениями. Поэт в книге с грустью размышляет: зеленый покров земли покрывают асфальтом, истребляют леса, выбирают из ее недр все вредоносное топливо, варварски влияя на экологию, без которой человеческая жизнь немыслима. Бахыт с сожалением пишет, как обесцениваются истинные духовные богатства, человек все больше становится зависим от материальных благ и теряет память, которую за него пытаются хранить сотовый телефон и ноутбук…
Мангистау и… Боровое
Говорят, если хочешь почувствовать себя частью огромной Вселенной, посети Мангистау. Неземные красоты прикаспийского ландшафта давно стали визитной карточкой Казахстана. Здесь невольно ощутишь, что ты крохотная песчинка в бескрайнем космосе. А если хочешь попасть в земной рай, там, где умиротворяющая хвоя лесов и изумрудная гладь озер, – направляйся в Боровое.
Две жемчужины Казахстана – два красивых, непохожих лоскутка одеяла, вышитого щедрой мастерицей-природой.
Мангистауский берег Каспийского моря удивляет каменными нагромождениями и песчаными пляжами, тянущимися на десятки километров. Здесь находятся заповедные памятники древнего Мангышлака, Устюрта, скалистые возвышенности, живописные каньоны с родниковой водой, некрополи и подземные мечети.
С каждым годом Мангистауская область все больше и больше становится центром притяжения туристов разных стран мира. На скалистом меловом мысе полуострова Мангышлак вырос город из белого камня Актау (до 1991 года носил имя Шевченко). Современный мегаполис с международной воздушной гаванью, отелями известных мировых гостиничных сетей, театрами, музеями и крупными развлекательными центрами.
Если пересечем казахстанские просторы к северу, между Астаной и горами Кокшетау, увидим один из самых живописных курортов Центральной Азии – Боровое. Эти места полюбились многим поколениям туристов: хвойные леса и изумрудные озера, крутые скалы и горы. Курорт Боровое еще в 1920–1930-е годы хорошо знали в СССР. В 1938 году его презентовали на Нью-Йоркской выставке. Этот туристский рай называют «Казахстанская Швейцария».
Еще изюминка: Казахстан самое северное место в мире, куда прилетают розовые фламинго. Коргалжинский заповедник – удивительное место, где пересекаются три маршрута перелетных птиц – 274 вида! Численность розового фламинго доходит до 36 тысяч. Туроператорами Казахстана разработаны сотни маршрутов, которые проходят по территории национальных парков.
Мода ездить в гости
«В Казахстане доступны все виды туризма: познавательный, деловой, спортивный, пляжный, лечебно-оздоровительный и экологический», – рассказал нашему журналу председатель национальной компании «Казах Туризм» Рашид Кузембаев. Среди задач возглавляемой им компании – продвижение казахстанского туризма за рубежом, повышение информированности потенциальных зарубежных потребителей о туристских услугах и возможностях отдыха в Казахстане.
Налажено более 30 прямых удобных перелетов из многих точек России. Созданы исторические туры по Великому шелковому пути и по индустриальным городам бывшего СССР – ведь каждая третья пуля в годы войны была выплавлена из казахстанского свинца. Разработаны экотуры по нетронутым цивилизацией местам и по Великой степи. Набирают популярность активный отдых, лыжи, велотуры, трекинг, рафтинг, этногастрономические маршруты…
Рашид Кузембаев отметил, что для продвижения туризма очень важны межкультурные и туристские контакты и обмены. Нужно не просто продвижение, а формирование устойчивой туристской моды. Давайте вместе создавать моду гостить друг у друга!
Олег Злобин