Журнал «Отдых в России» изучил туристско-информационные порталы российских регионов и составил список их типичных недостатков. Достоинства также оценивались экспертами и пользователями. Таким образом, была отобрана десятка лучших из них
Бюрократический подход к наполнению
Некоторые турпорталы явно делаются чиновниками для чиновников, а не для туристов. В ряде регионов — в основном этим грешат кавказские республики — полноценные туристические порталы вообще подменяются сайтами региональных министерств и комитетов, отвечающих за развитие туризма. Как следствие — найти на них законодательные акты, регулирующие взаимоотношения в туристической сфере, проще, чем информацию о достопримечательностях.
Канцелярщина проявляется и в других моментах. К примеру, самое видное место на турпортале Костромской области занимает обращение губернатора, а сайт Брянской области вообще встречает посетителя памяткой о выборах президента во всю главную страницу — все это явна не та информация, которую ищет человек, готовящийся к путешествию.
Еще одно проявление бюрократического подхода — неудобное и непонятное структурирование информации на сайтах. Так, на турпортале республики Коми вся основная информация о местных достопримечательностях запрятана на четвертый уровень. И это еще надо найти в правом верхнем углу сайта неприметную кнопочку «Меню»! В некоторых регионах чересчур зацикливаются на административном делении. На сайтах Калмыкии и Ямала для просмотра достопримечательностей нужно сначала выбрать конкретный район — просто вывести списком, допустим, все музеи региона не получится. Такая виртуально-территориальная раздробленность существенно осложняет знакомство интернет-пользователя с туристическим потенциалом региона.
Лучшие региональные турпорталы канцелярщиной, конечно, не страдают. В качестве примера можно привести как минимум любой сайт из нашей десятки.
Недостаток практической информации
Если с представлением достопримечательностей региона местные туристические порталы в целом справляются, то с практической информацией — например, о том, как до этих достопримечательностей добраться, — дело обстоит гораздо хуже. Типичный раздел, посвященный транспорту, состоит из информации о том, как попасть в регион из других мест страны, да ссылок на сайты местных автостанций — пойди еще разберись, что, откуда и куда там ходит. Самый легкий выход — обратиться в одну из местных турфирм — благо, их контакты есть на большинстве региональных порталов.
Среди приятных исключений — туристические сайты Татарстана, Новгородской и Рязанской областей, на которых в описании достопримечательностей перечисляются номера идущих к ним автобусов. На портале Волгоградской области есть схема маршрутов электротранспорта, а на сайте Ненецкого автономного округа даже можно скачать расписание городских автобусов Нарьян-Мара. На соседней странице там, кстати, размещена памятка о том, как правильно вести себя при встрече с белым медведем — вот такая региональная специфика.
Плохие карты
Карта — один из главных инструментов любого путешественника. Информацию об интересных местах региона зачастую удобно изучать именно в привязке к карте — чтобы сразу понимать, удастся ли включить ту или иную достопримечательность в свой маршрут. Увы, некоторые туристические порталы такой возможности не дают. Например, на неплохих в целом сайтах Саратовской и Самарской областей карты фактически игнорируются — на страницах достопримечательностей указан только адрес, а искать его на карте туристу придется самостоятельно. Некоторые еще умудряются размещать на сайте сканы бумажных карт в нечитаемом размере.
В большинстве случаев туристические сайты российских регионов все-таки сразу отображают расположение описываемого места на карте. Примерно треть из них может похвастать интерактивными картами — правда, среди них тоже попадаются довольно бестолковые образцы. По-настоящему хорошие интерактивные карты удалось создать, например, разработчикам турпорталов Алтайского и Пермского краев.
Неактуальные данные
Когда заходишь на сайт и видишь на его главной странице прошлогодние новости, это сразу подрывает доверие к актуальности опубликованной на нем информации. Видно, что за сайтом не следят, а значит, могли упустить что-то важное и в других разделах. К сожалению, ресурсы некоторых регионов грешат таким недостатком. Среди самых показательных примеров — как ни странно, портал Москвы, одного из главных туристических центров страны. Он до сих пор первым делом гордо информирует посетителей об установке опор парящего моста в парке «Зарядье», хотя и мост уже давно достроен, и парк — давно открыт. Недалеко от столицы ушла Орловская область, туристический портал которой начинается с приглашения на местный гастрономический форум, прошедший еще в сентябре 2017 года.
Список примеров с неактуальными публикациями — не исчерпывающий, но все-таки явление это не носит массовый характер. На большинстве региональных турпорталов новости — максимум недельной давности, а помимо них есть еще и разделы, посвященные грядущим событиям. На некоторых сайтах — например, Карелии, Камчатки и Приморского края — эти разделы дополнены удобными календарями для сортировки событий по датам.
Отсутствие перевода на иностранные языки
Большинство региональных сайтов переведены максимум на 1–2 иностранных языка, а примерно на каждом десятом вообще не удалось обнаружить ни одной иноязычной версии. Среди разочарований снова Москва — из заявленных в меню пяти иностранных языков в реальности имеется перевод только на английский. А англоязычная версия турпортала Калужской области представляет собой одну страницу с кратким описанием региона.
Среди лидеров по количеству иноязычных версий сайты Санкт-Петербурга, Нижегородской и Новгородской областей — все они переведены на восемь языков. В Волгоградской области оперативно отреагировали на жеребьевку чемпионата мира и перевели свой туристический портал на языки всех стран, сборные которых сыграют в этом городе в рамках турнира, в том числе, на экзотический исландский. Возможно, тут не обошлось без онлайн-переводчика, но это все равно лучше, чем ничего.
Посещаемость ресурсов пользователями
Только несколько региональных интернет-порталов имеют открытые счетчики посещаемости. Поэтому мы прибегли к помощи сайта pr-cy.ru, который публикует примерную статистику заходов и просмотров. Самым посещаемым ресурсом является портал Московской области – более 18 тыс. пользователей в день. Остальные турпорталы имеют ежедневную посещаемость в несколько сотен человек.
По совокупности критериев оценки: современный дизайн, полнота и актуальность информации, практическая значимость для туриста, понятная и удобная навигация по сайту, наличие карт, посещаемость ресурса, нами были отобраны 10 лучших туристических интернет-порталов регионов России.
Итак, представляем Вам лучшую десятку:
1. Путеводитель по Московской области — https://welcome.mosreg.ru/
2. Официальный городской туристический портал Санкт-Петербурга — http://www.visit-petersburg.ru
3. Визиталтай.рф (турпортал Алтайского края) — http://www.visitaltai.info/
4. Пермь Великая (турпортал Пермского края) — http://www.visitperm.ru/
5. Visit Tatarstan (турпортал Татарстана)- http://visit-tatarstan.com/
6. Открытый Север (турпортал Архангельской области) — http://www.pomorland.travel/
7. Турпортал Вологодской области — https://vologdatourinfo.ru/
8. Официальный портал туризма Ростовской области — http://dontourism.ru/
9. Центр арктического туризма (турпортал Ненецкого автономного округа) — http://www.visitnao.ru/
10. Турпортал Тверской области — http://welcometver.ru/
Павел Чукаев