Россия «на свой лад»

05.02.2018 | Интервью

Журнал «Отдых в России» представляет новый фотоальбом Алекса Миловского о лучших памятниках древнерусского зодчества

На ежегодной фотовыставке «Первозданная Россия» прошла презентация нового фотоальбома  Алекса Миловского «На Свой Лад». Это авторская фотолетопись о наследии древнерусских зодчих, который выпустило издательство «ГеоФото».

Для российского туриста книги и альбомы Миловского интересны вдвойне, поскольку он не только известный журналист, но и профессиональный фотограф, и большинство его книг (а эта уже 14-я по счету) – это живой разговор о русской культуре, искусстве, архитектуре, традициях, обычаях, обрядах,  и одновременно мастер-класс для тех, кто путешествует с фотокамерой.

Мы встретились в редакции и попросили автора рассказать о новой книге.

Ферапонтов монастырь

— Скажите, Алекс, что стоит за названием «На Свой Лад»?

— Так сложилось исторически, что, начиная с первых христианских храмов и заканчивая эпохой модернизма, Россия перенимала архитектуру и художественные стили византийских и европейских мастеров,  а главные ансамбли и здания обеих ее столиц возводились по проектам итальянцев. Но  «чутье форм», вместе с древнерусскими строительными традициями и стилистикой, внесло особый шарм в канонические формы заимствований, творчески их переосмыслило. «На свой лад» —  это название очень точно передает  тему альбома.

— В своей книге  вы обозреваете  целое архитектурное тысячелетие?

 — В многостраничном альбоме собрано лучшее из того, что уцелело и сохранилось в нашей стране. Годы и, особенно люди, многое не пощадили, начиная от домонгольских храмов Великого Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Владимирской земли и Смоленска, до петровского времени. Древняя Русь ведь кончилась с 17-м веком.

— Но и это огромный период!

— Совершенно верно. Он включает в себя и каноничные крестово-купольные храмы, доставшиеся нам от византийской традиции, и шатровые церкви, и «русское узорочье», и нарышкинское барокко… В моем альбоме читатель увидит, почему я с такой уверенностью говорю о древнерусской архитектуре и искусстве, как о самостоятельном уникальном явлении в мировой культуре. В лучших произведениях – храмах Покрова-на-Нерли и Вознесения в Коломенском, «Троице» Андрея Рублева и ферапонтовских фресках Дионисия – наши зодчие достигали уровня великих мастеров Возрождения!

Церковь Покрова на Нерли

Признайтесь, что у вас есть свои любимые  уголки в России …

Конечно! Например, церковь Покрова-на-Нерли я снимал на протяжении пятидесяти лет бессчетное число раз, и никогда снимок не мог передать ту магию, которую каждый раз ощущаешь рядом с этим чудом. Возвращаюсь сюда постоянно.

Никакие туманы, снега, разливы рек и восход или закат солнца не помогают — храм нужно видеть вживую! И бесполезно пытаться понять, чем он так пленяет – изумительными пропорциями, силуэтом, едва заметным уклоном стен, какой-то особой нежностью — это все равно, что заняться семантическим разбором поэтической фразы «Я помню чудное мгновенье…».

Я бы мог бесконечно рассказывать о своих любимых памятниках, у меня есть множество историй, с ними связанных.

Люблю древние храмы Новгорода с их мощной торжественностью. Всегда удивляет псковское зодчество, с его  неподражаемым пренебрежением к симметрии, когда оконца церкви разбросаны по стене в живописном беспорядке. Люблю фотографировать лучшие шатровые храмы, включая церковь Вознесения в Коломенском, — пожалуй самое ценное из того, что внесли русские зодчие в мировую архитектуру. Люблю фотографировавть московское, или, так называемое, нарышкинское барокко – храм Покрова в Филях, церковь в подмосковным Уборах… Всегда, как в первый раз, восхищает вид Ростовского кремля. А старинные деревянные цервки в Кижах, Кондопоге, Ширкове погосте — это места, где отдыхаешь душой, где можешь забыть все  тревожные мысли.

Потолок Небо Успенской церкви в Кондопоге

— Читатели постарше, помнят вас по журналистским выступлениям в газете «Советская культура», альманахе “Памятники Отечества”. Вы всегда выступали в защиту памятников архитектуры,  и сейчас много путешествуете по России. Как сегодня чувствуют себя древние  памятники?

Ситуация изменилась к лучшему. Только теперь я и смог выпустить объемный красочный альбом с множеством древних зданий – они сейчас в гораздо лучшем состоянии за те полвека, что я их снимаю. Сказалось возвращение множества храмов и монастырей прежнему владельцу — церкви. Кроме того, вы сами отлично знаете и видите, как переменилось отношение власти к культовым памятникам. И еще крайне важно, чтобы у древнего сооружения был реальный, а неформальный хозяин. Вот, пример: великолепная усадьба Марфино под Москвой. Дворец был в таком непрезентабельном состоянии, что снять я его не мог десятилетиями. Теперь – загляденье. Он на территории санатория Министерства обороны, который за ним следит. Но всего лишь в сотне метров от него, за забором, красивейший, уникальный мост 18 века. Этот мост в жалком состоянии, башни разрушились. Бесхозный? Не знаю, но только статус памятника федерального уровня ему никак не помогает.

— И что же делать в таких случаях?

— Бить тревогу, взывать к общественности, СМИ, писать в Министерство культуры.  Я это делаю и на страницах альбома …

Успенская церковь в Кондопоге

— Сегодня бум фотографии. Поделитесь с нашими читателями главным секретом фотографического мастерства? Например, какая лучше аппаратура?

— Это самый трудный и одновременно самый простой вопрос. За мою долгую фотографическую жизнь аппаратура стала настолько совершеннее, а сама съемка проще, что дух захватывает. Сейчас приличная “мыльница” и даже продвинутый мобильник могут больше, чем иная серьезная камера двадцать лет назад. При этом не надо знать про разные выдержки, диафрагмы, глубину резкости и прочее. Поэтому снимают буквально все от бабушек до детей.

Для семейного альбома и рассылки в соцсетях этого, наверное, достаточно. Если же мы говорим о серьезной съемке, то тут, конечно, другая история. Особняком стоит специальная архитектурная съемка для искусствоведческих  альбомов.  Если увлечение фотосъемкой не стало для вас делом жизни, но вы во всем максималист, то лучшим выбором для начала будет зеркалка с полноразмерной матрицей, то есть 36х24 мм и объективом 24-85  мм.  А дальше жизнь сама подскажет.

Белокаменная резьба на Рождественском соборе Суздаля

Качество снимка зависит от трех главных факторов: освещение, выбор точки съемки и композиция кадра. И в меньшей степени от аппаратуры. Если очень кратко, то лучшее время съемки – раннее утро после восхода солнца и перед закатом, а главный объект не желательно ставить в центр кадра. Если кто-то всерьез увлечется темой, рекомендую мой предыдущий фотоальбом «Трэвел-Фотография», специально посвященный технике съемки в самых разных обстоятельствах.

— Спасибо вам за интервью, желаем новых творческих успехов, а нашим читателям подскажите, где и как можно приобрести альбом «На Свой Лад»?

— Это можно сделать и на выставке «Первозданная Россия», и на сайте интернет-магазина издательства «Гео-Фото»: http://shtrik.ru/na-svoy-lad-aleks-milovskiy/, где книга продается без магазинной наценки.

Текст: Олег Злобин, «Отдых в России»         

Фото: Алекс Миловский



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest