Горнолыжный курорт Чимбулак – гордость Алматы. Где еще всего в пятнадцати минутах езды от города-миллионника с его комфортабельными отелями и ресторанами есть высокие горы с прекрасным горнолыжным комплексом?
У алматинских гор – свое лицо. Неповторимое своеобразие придает им тянь-шаньская ель (ель Шренка). Ледовый каток «Медео», расположенный на высоте 1691 метр над уровнем моря, известен всему миру. Ледниковая вода и горный воздух обеспечивают отличный лед! Более 120 мировых рекордов установлено здесь. А еще выше – горнолыжный курорт Чимбулак, изюминка Алматы.
Российское издание журнала «Форбс» несколько лет подряд включает Чимбулак в десятку лучших безвизовых для россиян горнолыжных курортов. А в этом году Чимбулак успешно провел 28-ю Всемирную зимнюю универсиаду по горным лыжам, фристайлу и сноуборду.
Лыжи и песни
Владимир Юн – патриот алматинских гор, поэт, фотохудожник, исполнитель бардовских песен, написавший гимн Чимбулака. Он же – первопроходец лыжной акробатики и фристайла. На протяжении 14 лет Владимир Алексеевич был личным инструктором по горным лыжам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
– В начале 70-х физики и лирики, увлеченные горами и альпинизмом, придумали «поезд здоровья», – рассказывает мне Владимир Юн. – На выходные электрички увозили из Караганды, где я тогда жил, за многие километры в местную Лапландию – местечко Карамурун. Там красивые сопки – кто садился на санки, а мы с моим корешем Толей Степанюгой – на лыжи. Зимы были снежные. Помню, в 1971 году в Караганде все первые этажи домов снегом завалило. Трактора прорезали тоннели посередине дворов, а хлеб по магазинам развозили на танках!
– Глобальное потепление вас затронуло?
– Судите сами: еще выше Чимбулака есть плато Туюксу. Там был ледник Молодежный, где во времена СССР ставили небольшой бугель и все лето тренировалась горнолыжная сборная. Теперь же это плато не узнать – ледник растаял. Но тем ценнее продолжительный в сравнении с другими курортами лыжный сезон на Чимбулаке и на «Медео».
В Алматы, поближе к Чимбулаку, Владимир Алексеевич переехал в 1981 году, потому что еще в 1974-м «безоговорочно и безвозвратно» влюбился в эту прекрасную гору. А в середине 80-х началась массовая популярность Чимбулака: спортивный комплекс, заточенный на подготовку чемпионов, развернулся лицом к любителям горных лыж и туристам.
– На профессиональные лыжи меня поставила в начале 1975 года легендарная Александра Артеменко, 11-кратная чемпионка СССР по слалому, – продолжает Юн. – Ей я посвятил много песен и тогда же впервые стал лауреатом на Всесоюзном конкурсе туристической авторской песни. Почти все мои песни о горах, о Чимбулаке. Кстати, здесь же много лет подряд проводились фестивали бардовской песни.
А сейчас на Чимбулаке горнолыжники ежегодно разыгрывают «Приз Александры Артеменко». Под руководством «хозяйки Чимбулака», как ее называли спортсмены, выросли 12 чемпионов СССР и более тридцати мастеров спорта.
Мечты сбываются
– В 1986 году, когда делал сальто с трамплина на лыжах, получил двойной перелом позвоночника, – рассказывает Владимир Алексеевич. – Многие думали, что уже не встану – во всяком случае, на лыжи. Месяц лежал на вытяжке. Но спустя две недели после выхода из больницы я уже сделал три сальто подряд. Для себя так решил: если не сделаю, то прощай, лыжная мечта. Когда вновь увидел трамплин, сердце заколыхалось. А кругом молодые спортсменки, новички сборной Казахстана… Подумал: если сейчас не прыгну, то что-то внутри у меня сломается навсегда, и я уже никогда не полезу наверх.
Постоял немного на вершине – и вниз! Сделал сальто прогнувшись, приземлился идеально на обе лыжи. Опять бегу наверх… Еще два сальто подряд делаю. Смотрю – молодежь повеселела, потянулась в гору.
Владимир Алексеевич вспоминает, что решил стать инструктором, когда увидел в кинотеатре учебный фильм о технике горных лыж, где демонстратором был знаменитый мастер-инструктор Виктор Данилин: «Поразился, как четко он все выполняет. А впоследствии мне посчастливилось пройти стажировку на Чегете во всесоюзном учебном центре у Виктора Ивановича! Так и стал инструктором по горному туризму и горным лыжам».
– В те времена была отлаженная система массовых всесоюзных маршрутов, и летом мы принимали туристов из всех уголков страны. После нескольких дней обучения выводили группы на маршрут – например, от Алматы до Иссык-Куля. Каждая тропа была предварительно промаркирована и сертифицирована. Это позволяло водить в горы даже школьников. Они такие красоты видели! Уверен, что это надо возрождать. Ведь нельзя любить свою родину, не путешествуя по ней.
– Владимир Алексеевич, расскажите, как вы стали личным инструктором по горным лыжам Нурсултана Назарбаева…
– В 1996 году мне позвонили из службы охраны президента и сообщили, что он хотел бы освоить горные лыжи. Я был рад помочь. Но сначала нужно было поставить на лыжи команду его охраны. К тому времени я уже убедился в эффективности нашей обучающей методики, которую перенял у Данилина. Ребята из охраны – кровь с молоком, подтянутые, спортивные. За неделю я всех поставил на лыжи.
– А потом?
– А потом настал день, когда мне передают – ждем Назарбаева! А Чимбулак в 96-м году – это серьезная спортивная трасса, очень непростая для начинающих. У меня мандраж. Сами представьте: Нурсултану Абишевичу за пятьдесят. Теннисом занимается, плаванием – это большой плюс. Но для горных лыж нужны свои навыки. Выбрал место – середину трассы, поднялись. Нурсултан Абишевич спокоен, а я волнуюсь. Охрана уже уверенно на лыжах гарцует. Красота, высота, склон крутой. Можете представить мое состояние – рядом первое лицо государства! Но обучал Назарбаева так же, как всех туристов, – сначала элементарная «лесенка», потом движение. Наконец, когда я почувствовал, что мой подопечный готов, мы вместе потихоньку тронулись, наискосок по склону. Сколько счастливых лиц таких первопроходцев я наблюдал за свою жизнь…
Когда правительство находилось в Алматы, Нурсултан Абишевич регулярно приезжал тренироваться на Чимбулак – иногда 2–3 раза в неделю. И Владимир Путин на нашей трассе катался, когда в Алматы проходил саммит глав государств.
У меня с президентом сложились человеческие отношения. Тем более когда он узнал, что я из Караганды. В общении Нурсултан Абишевич простой человек, и мы с ним даже иногда пели вместе под гитару – про «заводскую проходную, что в люди вывела меня». Он же бывший металлург.
Выше облаков
Все восемь горнолыжных трасс курорта расположены на северном склоне. Помимо зеленых и синих есть три красные и одна черная трасса. Кроме того, в сноупарке есть специальные трассы для сноубордов и «ватрушек». Возможно ночное катание.
Протяженность самой длинной трассы – 3620 метров. Перепад высот на склоне более 900 метров (от 3163 до 2260 метров), а ширина трасс – от 100 до 600 метров. Кроме пологих спусков для новичков и более сложных трасс для подготовленных лыжников Чимбулак предлагает внетрассовое катание.
Подняться на Чимбулак можно по современной канатке, которая начинается в 800 метрах от катка «Медео». Первая секция гондольной канатной дороги ведет к нижней точке горнолыжных трасс, где находятся прокат, закусочные и рестораны. Вторая секция комбинированной гондольно-кресельной канатки ведет примерно в середину трассы, откуда уже можно начинать спуск или сделать пересадку на третью секцию, которая приведет на самую высокую точку Чимбулака – Талгарский перевал, находящийся выше облаков. Кстати, из аэропорта до курорта всего 40 минут пути.
Ну а мы прощаемся с Владимиром Алексеевичем. «Почему люди стремятся в горы? Потому что там другой мир. С горы спускаешься и несколько дней в себя приходишь. «Где был?» – Я говорю: «В раю, на Горе. Из царства вечной красоты в кварталы вечной суеты вернулся». Под этими замечательными словами своего друга и наставника Виктора Данилина мой нынешний собеседник Владимир Юн подписывается безоговорочно.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материалов посольство Казахстана в РФ.
Текст: Олег Злобин