Как двое русских этим летом спасли на Кавказе трех иностранцев, застрявших на мотоциклах в горах.
Алексей Слащев – руководитель туристического агентства «Автородина-тур» и ведущий программы «Автородина» на радио «Страна». Стаж автомобильной журналистики – 15 лет. Алексей принимал участие в нескольких экспедициях под названием «Открывая Россию», проехал на машине 70 регионов страны. Вот какую историю из своего последнего путешествия он нам поведал.
В Кавказском заповеднике
В начале июля наша экспедиция под названием «Свой среди своих» стартовала в Москве. Мы с напарником выехали на двух внедорожниках, «УАЗ Патриот» и «УАЗ пикап», и поехали на юг, в сторону Кавказа. Маршрут был таким: Москва, Тула, станица Вешенская в Ростовской области, Волгоград, Элиста, Махачкала, Грозный, Пятигорск, Майкоп, Туапсе, Сочи, Новороссийск, Ростов-на-Дону. Цель путешествия – найти новые интересные маршруты на Кавказе для наших туров и экспедиций.
За три недели мы посетили 15 российских регионов, окунулись в три моря – Каспийское, Черное и Азовское. В общей сложности проехали 20 тысяч километров. Одной из самых интересных точек маршрута была станица Вешенская. Каждому рекомендую хотя бы однажды посетить место рождения великого русского писателя Михаила Шолохова. В его доме-усадьбе, где были написаны «Поднятая целина», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», создан музей – там выставлены вещи писателя, есть и конюшня при музее…
Если отправляетесь на машине к Черному морю, рекомендую объезжать Ростов-на-Дону: здесь очень перегруженная трасса, ремонт дороги будет продолжаться до середины 2018 года. Как раз через Вешенскую можно проехать в Волгоградскую область, минуя Ростов. Далее идет дорога на Майкоп, а за ним – Шаумянский перевал и дорога на Туапсе. Таким образом, до моря проедете по относительно свободным дорогам, по живописным местам среди гор.
Еще одной целью нашего маршрута было посещение Кавказского биосферного заповедника – богатейшего музея природы под открытым небом. Мы специально не готовили наши автомобили к внедорожной экспедиции, чтобы проверить доступность этого притягательного места для автолюбителей.
Заповедник располагается на территории Республики Адыгея. Поселок Гузерипль – последний населенный пункт перед заповедником, сейчас это развивающийся туристический центр. Здесь есть несколько гостиниц, стоимость номера – от 3000 рублей. Через Гузерипль мы въехали на плато Лаго-Наки, где расположена прекрасная здравница. Здесь стоимость номеров – уже от 8000 рублей, причем летом гостиница переполнена. Адыгея – это в первую очередь активный отдых. Можно покататься на лошадях на высоте 2000 метров над уровнем моря. Можно подняться на гору Житную, которую местные жители называют Альпика из-за расположенных там альпийских лугов. Здесь пасутся стада коров и диких лошадей. Вокруг еще пять горных вершин – вид открывается незабываемый!
Кстати, если вы целый день за рулем, то после каждых трех часов пути надо делать перерыв 15–20 минут – тогда не устает спина, эмоциональное и психологическое состояние тоже будет в норме. Так что остановки, в том числе чтобы перекусить, мы делали регулярно.
Один из проводников рассказал нам об интересном автомобильном маршруте, который проходит через Кавказский заповедник. Выяснилось, что из Майкопа можно проехать к Черному морю через поселок Отдаленный, расположенный уже в Краснодарском крае, и для этого надо ехать через Грачевский перевал. Мы посмотрели по карте – дорога есть. Ну и отправились в горы, еще не зная, что нас там ждет…
На горном серпантине
Проводник говорил, что на пути нам будут попадаться небольшие горные реки, которые надо будет пересекать вброд. Но водных переправ оказалось более 50, а их глубина доходила до полуметра!
По пути мы проезжали удивительный каштановый лес. Каштаны очень высокие, толщина ствола – три-четыре человеческих охвата. По внешнему виду они напоминали секвойный лес в Северной Америке.
Когда мы уже прилично забрались в горы, дорога неожиданно закончилась – и началась колея. Ее глубина была полметра, в то время как дорожный просвет УАЗа – 210 мм. Провалившись в колею, мы бы уже не выбрались. Соответственно и задний ход по горному серпантину мы уже дать не могли.
Проехав по этой дороге около 35 километров, за одним из поворотов мы натолкнулись на трех мотоциклистов с иностранными номерами. Мы были поражены увиденным: они активно штурмовали высоту по разбитой колее, в грязи вперемешку с огромными камнями.
Как позже выяснилось, один из мотоциклистов был из Германии, второй – из Чехии, а третий из Шотландии. Они поделились с нами своими злоключениями. Мужчины в возрасте 37, 40 и 45 лет через Украину, а затем Ростов-на-Дону приехали на Кавказ, чтобы потом отправиться в Волгоград. Навигатор завел их в горы, и они случайно поехали по этой дороге. Целый день они преодолевали реки и ехали в гору. Когда стемнело, ребята решили заночевать у реки, хотя это делать запрещено, так как на водопой приходят все обитатели заповедника. И вот ночью к ним пришел медведь, после чего они не могли заснуть до утра.
У немца была разбита нога, после того как он упал на камень, поскользнувшись при переходе реки вброд. Он практически не мог на нее опираться. Учитывая, что никакая мобильная связь в заповеднике не работала, эти два дня в горах привели ребят в состояние паники.
Их мотоциклы Suzuki весили по 270 кг. Это очень тяжелые дорожные мотоциклы. И хотя они участвовали в ралли «Дакар», не приспособлены для езды по горам. Мы загрузили к себе в машины их вещи, посадили в автомобиль раненого немца, а чех ехал на двух мотоциклах по очереди. Проезжал на одном в гору, оставлял там, возвращался пешком назад, садился на второй мотоцикл и ехал на нем. Из-за колеи, нарезанной лесовозами, ни развернуться, ни протащить на буксире мотоциклы мы не могли. Это был настоящий изматывающий штурм Грачевского перевала!
У одного из мотоциклов сгорело сцепление и засорился воздушный фильтр. У второго все тормоза были в глине. По нашим подсчетам, до перевала оставалось около 15 километров. За очередным поворотом мы увидели, что колея до краев наполнена жидкой глиной. Въехать на гору смог только один автомобиль. Тросом удалось затащить мотоциклы наверх. Но тут на пикапе пробило колесо. Посовещавшись, приняли решение остаться на ночевку: сил вытаскивать автомобиль из ямы уже ни у кого не было.
Ночевка с волками
В каштановом лесу мы разбили лагерь. И тут же возникло ощущение, что вокруг нас кто-то ходит. Ощущения были не случайны: всю ночь нас окружали двадцать пар красных глаз. Думаю, это были волки. Мы дежурили по очереди. Пока остальные отдыхали, кто-то один ходил вокруг палаток с горящей палкой, отпугивая незваных гостей. Мы даже слышали их дыхание. Утром в гости пожаловали медведь и медведица. Правда, близко они не подходили.
Ночевать в заповеднике можно только в специально отведенных местах. Мы не разводили костер, питались только сухим пайком, а всю еду спрятали в машину.
Больше всех паниковал самый молодой из мотоциклистов, шотландец. Утром он порывался оставить мотоциклы и вещи и идти пешком в гору. В этот момент мимо нас проехали на кроссовых мотоциклах два человека и сказали, что наверх нам не подняться. Мы придумали, как спустить глиняную воду с горы, вытащили автомобиль, и заменили колесо на пикапе. На это у нас ушло пять часов…
С огромным трудом мы развернулись на перевале и отправились назад. Самый старший из мотоциклистов, чех, по профессии водитель-дальнобойщик, отремонтировал мотоциклы, и они смогли поехать на них. При переходе рек вброд мотоциклы падали на каждом большом камне. В горах прошел дождь, реки стали еще глубже. Думаю, если бы мы не забрали вещи иностранцев к себе в машины, они не смогли бы преодолеть этот путь самостоятельно. 35 километров обратной дороги мы ехали 10 часов.
Когда мы выбрались из заповедника, нас нагнал дождь. В поселке Марьино, в кафе, в благодарность за нашу помощь ужин оплачивали иностранцы. А ночевали мы уже в Лазаревском. Мотоциклисты, у которых не осталось ни одной чистой вещи, с удовольствием разместились в частном доме, где можно было постирать белье.
А мы, попрощавшись с нашими попутчиками, отправились в Красную Поляну. Но это уже совсем другая история.
Антон Семёнов