Есть расхожее мнение, что накопить авиационные мили можно, только если летать в бизнес-классе через океан четыре раза в месяц. Продвинутые же путешественники умудряются накопить на бесплатный перелет, даже покупая самые дешевые билеты
Программы лояльности: базовая информация
Мили (бонусные баллы, километры, очки, авиосы) — это внутренние «деньги», которые начисляются за полеты определенной авиакомпанией или ее партнерами по альянсу, приобретение некоторых товаров или услуг в определенных торговых точках или онлайн и использование пластиковых карт, выпущенных банками совместно с данной авиакомпанией (т. н. кобрендовых карт). Накопленные мили можно израсходовать не только на премиальные билеты перевозчика, в бонусной программе которого вы участвуете, но и на билеты компаний-партнеров, повышение класса обслуживания и покупку товаров из интернет-магазина авиакомпании.
Мили бывают премиальными (неквалификационными) и статусными (квалификационными). Премиальными милями можно оплатить билеты или повышение класса обслуживания. Обычно у этих миль есть срок годности — от 20 до 36 месяцев, потом они «сгорают». Статусные мили тоже можно обменять на премии, но, кроме этого, они влияют на уровень сервиса. Чем больше квалификационных миль вы накопите, тем выше будет ваш пользовательский «класс» и, следовательно, тем больше вероятность, что вас пересадят из экономкласса в бизнес, если возникнет такая опция.
Изучите составы альянсов и партнерские соглашения
Для начала выясните, какие авиакомпании к какому альянсу относятся, чтобы не открывать несколько бонусных программ разных перевозчиков одного альянса, а «сливать» все мили партнеров на одну карточку. Блогер Илья Варламов резонно замечает, что если вы уже участвуете в программе «Аэрофлота», то заводить отдельную карточку Air France смысла нет, поскольку обе компании принадлежат к одному и тому же альянсу. Полезно открыть программу каждого альянса «большой тройки» — SkyTeam, OneWorld и Star Alliance, потому что, может быть, в отпуск вы летаете только рейсами Swiss, зато на работе вам в основном бронируют билеты S7. У каждого перевозчика есть партнеры и «на земле»: сети отелей, прокатчики автомобилей — узнайте, сколько миль они начисляют клиентам, и не упустите свой бонус.
Расставьте приоритеты
Бонусные программы разных авиакомпаний существенно отличаются по многим параметрам: начальная стоимость премиального билета, срок хранения накопленных миль и т. д. Определитесь, что вам полезнее: непременно купить билет в Европу за мили, повысить класс обслуживания в компании, которая базируется в удобном для вас аэропорте, или возможность привлечь родственников и накопить мили быстрее — далеко не все программы предполагают семейные аккаунты. Узнайте свой «мильный» потенциал: для этого прикиньте количество и длительность своих перелетов за год, вооружившись калькулятором миль. Если выходит меньше 30 тысяч, то статус обслуживания вам повысить, скорее всего, не удастся.
Оцените перспективы накопления миль с кобрендовой картой
Обслуживание некоторых «мильных» банковских карт дороже, чем обычных: экономите на полетах — переплачиваете банку. Такая карта выгодна только при дорогих покупках или регулярных крупных расходах. Некоторые опытные путешественники, собираясь на отдых с друзьями, оплачивают билеты и номера отелей для всей компании своей картой: друзья возвращают деньги наличными, а банк начисляет на счет больше миль. Прежде чем открывать кобрендовую карту, посидите 15 минут с карандашом и калькулятором, подсчитайте, сколько денег за месяц/год вы тратите, используя безналичный расчет, примерное количество миль, которые можно накопить таким образом, какой премиальный билет можно приобрести за эти мили, и решите, стоит ли эта возможность тех денег, которые придется заплатить за обслуживание карты и пользование ею после окончания льготного периода (если карта кредитная).
Обращайте внимание на класс бронирования при покупке билетов
Гибкий, полный или «промо»? Люди на соседних креслах одного и того же экономкласса могут лететь по разным классам бронирования — иногда при небольшой разнице в стоимости количество миль, которые можно заработать на покупке билета, будет отличаться в три-четыре раза. Отличный пример приводит один из авторов проекта Pirates Travel: «Мы очень любим дешевые билеты по промотарифам Alitalia в Европу. Но они чаще всего продаются по тарифу R. Перелет по маршруту Москва — Рим — Турин — это почти 4000 миль. Как и где получить бонусы? Alitalia, уже продавая эти билеты на своем сайте, сообщает, что в своей программе Alitalia MileMiglia она не начислит нам за такой перелет ничего. В “Аэрофлот Бонусе” по тарифу R Alitalia мили также не начисляются. Flying Blue от AirFrance и KLM даст 25% от пройденного расстояния, и то только за внутренние рейсы (то есть Рим — Турин). Рано или поздно вы дойдете до программы Delta SkyMiles — и ваше терпение будет вознаграждено начислением суммы бонусов, равной расстоянию в милях, которое вы пролетели, к тому же в этой программе ваши мили не сгорят никогда».
На что стоит обратить внимание при расходовании миль
Премиальные билеты лучше бронировать с большим временным запасом, особенно если вы участник одной из самых популярных бонусных программ, таких как «Аэрофлот Бонус». Зачастую мили не покрывают налоги и сборы, которыми облагаются премиальные билеты, и сумма необходимой доплаты бывает равна стоимости билета. Чем выше класс обслуживания полета, тем выгоднее расплачиваться милями: ценовая разница в рублях между эконом- и бизнес-классом может отличаться в два-три раза, а в милях — на 10–30 процентов.