Подземный линкор

Почти 75 лет прошло с обороны Севастополя, но до сих пор всплывают новые факты, связанные с этой битвой. А в 2008 году около мыса Херсонес был открыт уникальный музей – Мемориальный комплекс «35-я береговая батарея».

Узкие коридоры подземного бункера и сегодня вызывают трепет.

Узкие коридоры подземного бункера и сегодня вызывают трепет.

Вход в музей бесплатный, но у нас на руках билеты, на которых указаны время начала экскурсии (группы идут с промежутком в 30 минут) и схема комплекса. Снимать на территории комплекса запрещено, однако для нас, журналистов, сделано исключение. Заходим внутрь, в огромный бетонный массив, толщина стен которого – 3 метра.

История 35-й береговой батареи началась более ста лет назад, когда после неудачной обороны Порт-Артура в ходе русско-японской войны 1905 года возникла необходимость в создании батарей сверхкрупного калибра. В мае 1911 года Николай II выделил из казны 8 миллионов рублей на постройку. Впрочем, строительство было остановлено из-за революции и гражданской войны. Возобновилось оно лишь в 1925 году. И в 1929-м 35-я береговая батарея вступила в строй. Тогда же ее посетил Сталин. Остался очень доволен. Экономно отменил запланированные стрельбы, поскольку один залп из четырех орудий стоил примерно как один трактор – около 42 тысяч довоенных рублей. Каждый снаряд весил 450 кг, дальность полета – около 42 километров, причем стрелять можно было в любом направлении.

Помещение госпиталя защитников батареи.

Помещение госпиталя защитников батареи.

…Идем по коридорам подземного бункера. Кубрик, лазарет, кают-компания, камбуз… Во все времена 35-ю батарею называли «подземным линкором», личный состав носил военную форму, а девиз их был «На море – дома, на суше – в гостях». Со стен смотрят фотографии, лица защитников Севастополя… Это те самые люди, которые героически сражались, терпели голод и жажду, а потом часто умирали в этих коридорах и казематах. Около трех тысяч человек остались практически отрезанными от внешнего мира, без надежды на спасение, когда в ночь на 2 июля 1942 года по приказу командования форт был взорван: по очереди взорвались 10 глубинных бомб! «Снаряды закончились, 35-я батарея не должна попасть в руки врагу!» – таков был вердикт командования. И никому не было дела, что в сохранившихся помещениях были эти самые люди, еще живые…

В Пантеоне памяти собрано 32 тысячи имен защитников Севастополя.

В Пантеоне памяти собрано 32 тысячи имен защитников Севастополя.

А до этого была 250-дневная блокада города, который абсолютно обессилел. С боями наши войска и жители города уходили на мыс, к 35-й батарее. Они надеялись на эвакуацию. Часть людей все же эвакуировали, но самолетов, катеров, подводных лодок на всех не хватало.

Помещение госпиталя защитников батареи.

Помещение госпиталя защитников батареи.

По разным оценкам, от 65 до 80 тысяч жителей остались в городе – часть из них погибла, остальные попали в плен. И теперь в память о защитниках города на территории музея создан Пантеон памяти. С огромного экрана в круглом зале Пантеона смотрят на вас лица тысяч людей – они появляются и исчезают, как бы растворяясь во времени…

Проход в опасные места отгорожен снарядами.

Проход в опасные места отгорожен снарядами.

Много лет прошло со времен войны, 35-я батарея постепенно разрушалась, скапливался мусор. К счастью, в 80–90-е годы прошлого века возрос интерес к истории Севастопольской обороны, территорию стали изучать историки и поисковые отряды. Правда, наряду с ними сюда проникли «черные копатели» и сборщики металлолома, на территории батареи даже стали строить дачные дома! В 2007 году собралась инициативная группа севастопольцев, которая, постепенно очищая завалы и разбираясь с незваными дачниками, начала создание музея. Все работы велись за счет добровольных пожертвований. Кстати, одним из основателей музея стал Алексей Чалый – на тот момент предприниматель, а позже «народный мэр» Севастополя.

Проход в опасные места отгорожен снарядами.

Проход в опасные места отгорожен снарядами.

«Спасибо большое за то, что сохраняете историю. Мы, потомки, благодаря вам будем жить и помнить». Это слова из книги отзывов Мемориального музея 35-й береговой батареи. Лучше не скажешь.

Маша Нестерова



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest