Таинственный остров

Остров Вайгач, культовое и священное для коренных народов Севера место, в течение многих столетий посещали только для совершения шаманских обрядов и жертвоприношений.

Притяжение Севера непостижимо. Казалось бы, что может быть привлекательного в краю лютого холода, где половину года господствует кромешная тьма, а в оставшиеся месяцы температура редко поднимается выше плюс 15! Здесь есть море, в котором не искупаться. Растительность прижата к земле штормовыми ветрами. Животный мир по видовому разнообразию не сравнится даже с зоной лесостепи. Однако…

На острове осталось много священных для северных народов символов.

На острове осталось много священных для северных народов символов.

Остров Вайгач привлек мое внимание давно. Священная земля ненцев, лежащая на 70-м градусе северной широты между Карским и Баренцевым морями… Уникальное сочетание дикой природы и великолепных ландшафтов с многовековым культурным наследием северных малых народов России… И вот разрешение на пребывание в приграничной зоне получено, баул с теплыми вещами, спальником и продуктами собран – а на душе уже волнительно от мысли, что совсем скоро мне удастся наконец попасть на таинственный остров.

Впрочем, Вайгач теперь уже не такой недоступный, как раньше. Вертолет из столицы Ненецкого АО Нарьян-Мара летает сюда регулярно. При правильном планировании и удачных погодных условиях попасть из средней полосы России в этот край священных идолов можно меньше чем за сутки.

Еще один таинственный идол Вайгача.

Еще один таинственный идол Вайгача.

Вайгач уникален по своей культурной насыщенности. Некоторые исследователи по значению и влиянию сравнивают его с островом Пасхи. Это культовое место для коренных народов Севера – самоедов, печор и югра. Люди начали селиться на острове в 30-х годах XX века, пришлось нарушить вековые обычаи, чтобы добывать руду для нужд советской промышленности. А до этого в течение многих столетий Вайгач посещали только для совершения шаманских обрядов и жертвоприношений и по исключительно важным поводам.

Каменные столбы мыса Гребень напоминают неземной пейзаж.

Каменные столбы мыса Гребень напоминают неземной пейзаж.

На острове издревле были установлены два самых важных ненецких идола: Вэсоко и Хадако (Старик и Старуха). Они занимали высшие ступеньки иерархии божеств, к ним приезжали даже за 3 тысячи километров, чтобы задобрить, попросить удачи в охоте и избавления от болезней. Но были и другие идолы. Европейские мореплаватели XVI–XVII веков не раз упоминали об огромном святилище на мысе Дьяконова – здесь находилось более 400 деревянных идолов, глаза и рты которых были перемазаны кровью. Вера в духов и деревянных истуканов вызывала негодование у христиан, и в 1826 году архимандрит Вениамин, посетивший истукана Вэсоко, не только сжег его дотла, но и установил в 600 метрах от святилища христианский крест, желая обратить ненцев в правильную веру.

Крест Вениамина – не единственный на острове, искусные полярные мореплаватели- поморы установили на Вайгаче много крестов, но использовали они их не только как символы веры, а в основном как ориентиры, обозначающие опасные для кораблей прибрежные воды.

Каменные столбы мыса Гребень напоминают неземной пейзаж.

Каменные столбы мыса Гребень напоминают неземной пейзаж.

В настоящее время религиозные баталии поутихли, и христианские символы мирно сосуществуют на острове с уникальным наследием самоедов.

Даже если вы убежденный атеист, вам будет интересно посетить сакральные места и на себе ощутить их энергию. К тому же они в основном расположены на возвышенностях, в удивительно живописных уголках острова. С обрывистого берега мыса Дьяконова можно полюбоваться на пролив Югорский шар, за которым уже маячит Большая земля, а остров Цинковый удивит своей изолированностью и безбрежностью окружающего его Баренцева моря.

Тундра летом восхитительна, и хотя она не может похвастаться разно-
образием рельефа, но демонстрирует полную палитру оттенков зеленого и желтого. Чуть тускловатый солнечный свет делает пейзажи контрастными, но немного мрачноватыми. Самые острые впечатления можно получить, оставшись в тундре в одиночестве, – даже опытным местным охотникам от этого становится жутковато. Здесь сложно ориентироваться, взгляду просто не за что зацепиться, и совершать длительные вылазки стоит только с опытным местным проводником или проверенным навигационным оборудованием.

Местный шаман Коля против осквернения святилищ.

Местный шаман Коля против осквернения святилищ.

Чтобы добраться до удаленных точек, даже летом местные жители используют снегоходы – в почете недорогие, но надежные «Бураны». По мокрой траве скорость можно развить до 60 км/ч! Пьянящее, будоражащее чувство полета и абсолютно детский восторг испытываешь, когда проносишься по мокрым болотным кочкам, упругим зарослям карликовых полярных ив, между ярких россыпей морошки и брусники.

Не убранные с полей черепа животных тоже придают мистицизма острову.

Не убранные с полей черепа животных тоже придают мистицизма острову.

Каньоны рек Талата, Юнояха и Красная – настоящие чудеса природной архитектуры. Пласты древних пород, причудливые каменные образования напоминают драгоценный слоеный пирог времени. Стены каньонов облюбовали для гнездования хищные птицы, эффектные зимняки и сапсаны – самые быстрые птицы на земле, способные развивать скорость до 322 км/ч в пикирующем полете. Стоит нарушить невидимые границы вокруг гнездовья, как увидишь молниеносное падение самца и ощутишь мощную волну воздуха, поднятую пикирующей птицей.

Но слиться с природой и быть ее частью несложно – нужно лишь перестать производить шум, затаиться, наблюдать и воспринимать. И вот уже за ближайшим холмом мелькнёт неясная тень, а затем на вершине пригорка покажется полярный песец и затянет свою странную, пробирающую душу песню, смесь лая и стона…

А морошки здесь столько, что собрать ее местные жители просто не могут.

А морошки здесь столько, что собрать ее местные жители просто не могут.

Большую часть острова Вайгач занимает государственный природный заповедник, это колоссальное пространство нетронутых диких земель. Но даже вблизи от мест, где проживает человек, можно встретить самых разнообразных животных и птиц. На побережье это кулики, песочники, галстучники, малые лебеди, бургомистры, серебристые чайки и полярные крачки. На озерах – гагары, казарки, белолобые гуси. В глубине острова – белые куропатки, пуночки, рогатые жаворонки и полярные совы. Вайгач является одним из крупнейших мест гнездования водоплавающих птиц в Западной Арктике. Здесь они пребывают в безопасности, вдали от человека выводят птенцов, набирают массу для сложного и длительного перелета в Европу, Азию и Африку. Массовое скопление птиц и радостное буйство жизни можно наблюдать в этих местах каждое лето.

На острове осталось много священных для северных народов символов.

На острове осталось много священных для северных народов символов.

Поселок Варнек – единственный населенный пункт на острове. Здесь живет около ста человек. В поселке уютно и спокойно, идеальный баланс необходимого и достаточного. Простые удобства: баня, магазин, пекарня. Дома, будто из довоенных кинофильмов, старые и колоритные, дощатые настилы заменяют тротуары, а единственный элемент, который выбивается из общей суровой архитектуры поселка, – это яркая детская игровая площадка (детей в поселке чуть ли не больше, чем взрослых). Первое впечатление, что все местные жители – серьезные и нелюдимые, но это только на первый взгляд. Любой вопрос от приезжего не останется без внимания, и тогда изумляют искренность и теплота, находчивость и позитивность, а за немногословностью скрывается непривычное для городских жителей желание не тратить слов попусту.

Фото двадцатилетней давности: местные жители запрягли собачью упряжку, чтобы привезти обратно на остров с Большой земли Семиликого идола.

Фото двадцатилетней давности: местные жители запрягли собачью упряжку, чтобы привезти обратно на остров с Большой земли Семиликого идола.

На острове Вайгач будто проваливаешься в густой ватный кокон. Полярный день сбивает с толку и придает ощущение нереальности. Нет спешки и суеты, все обусловлено либо жизненными потребностями, либо погодными условиями. Природные красоты и наблюдение за животными быстро приводят чувства и мысли в порядок – на Большую землю возвращаешься другим человеком и обещаешь себе снова вернуться. Это магия не только священного острова, но и всей Русской Арктики.

Вход в шахту рудника на месте бывшего вайгачского лагерного пункта ГУЛАГа.

Вход в шахту рудника на месте бывшего вайгачского лагерного пункта ГУЛАГа.

Екатерина Краснова



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest