Президент Российской академии художеств Зураб Церетели любезно согласился ответить на вопросы журнала «Отдых в России».
Зураб Константинович, в развитии туризма в России большую роль играют культурные ценности и достопримечательности, привлекающие туристов. Какие проекты в области искусства в России Вы назвали бы в числе наиболее значимых за последнее время?
Россия имеет потрясающие ресурсы для развития туризма. Уникальнейшая природа, культурное наследие – это бесценный ресурс. За последние годы появилось много новых музеев, выставочных центров, реализовано множество художественных проектов, скульптурных комплексов, памятников, фестивалей и т.д. В разных городах России за последние годы было осуществлено немало интересных проектов, которые, безусловно, служат хорошим стимулом для развития туризма. Здесь можно было назвать многие проекты, но боюсь, что все не перечислю, не хватит места, и , тем не менее, упомяну некоторые из них… К примеру, замечательно преобразился Ханты-Мансийск. Там потрясающий образовательный центр — Ассоциированная школа ЮНЕСКО, удивительный музей, коллекцию которого создали заново – эксперты со всей России консультировали, что приобретать, и в результате получилось богатейшее музейное собрание. Так регион распорядился средствами, и вот результат. Потрясающе развивается Казань, а Казанский кремль – особый символ диалога культур и религий. Замечательно развиваются музеи-усадьбы, музей Толстого в «Ясной Поляне», Лермонтовские «Тарханы», Шолоховское «Вёшенское».. .Эти музеи регулярно приводят всем в пример. Там наши академики часто проводят выставки и мастер-классы. Ну, о Санкт-Петербурге и Москве я даже не буду говорить, здесь столько интересных проектов, как государственных, так и выполненных на частные средства, на мой взгляд, просто мирового высокого уровня.
Искусство всегда выступало средством для диалога между разными странами. Вы внесли большой персональный вклад в развитие межстрановых культурных связей. Как Вы считаете, что еще необходимо сделать в этом направлении в обозримом будущем? Какие международные культурные проекты планируются с Вашим участием?
Я верю в силу искусства, в то, что оно может сближать народы. В этом смысле изобразительное искусство имеет особый потенциал – оно говорит без слов, рассказывает о культуре страны очень многое, и, самое главное, дает возможность почувствовать характер народа другой страны и окунуться в теплую атмосферу творений его мастеров. Живопись, скульптура, графика, все изобразительные искусства дают возможность людям почувствовать эмоции другого человека без слов, проникнуть в его состояние. Для меня искусство как форма дипломатии – действенный метод утверждения взаимопонимания между народами, представителями разных наций, религиозных конфессий. Подобные художественные проекты я инициировал сам, как, например, выставка «Мир искусства Кавказа», которая прошла в 2010 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Как Посол Доброй Воли я создал целую программу, посвященную теме диалога культур. Многие из моих памятников посвящены так или иначе этой теме. В 1979 году я открыл монумент «Счастье детям всего мира» в США, в городе Брокпорт, штат Нью-Йорк. Он был создан в связи с проведением специальных олимпийских игр для детей и юношества с ограниченными возможностями здоровья. Тогда, во времена холодной войны не верилось, что это возможно. Но это был по- настоящему дружеский российско-американский проект.
Вы много внимания уделяете развитию культурных проектов в российских регионах. Как бы Вы описали потенциал регионов страны в культурной сфере? Получают ли дорогу новые таланты, новые культурные инициативы? И что требуется для дальнейшего развития культуры в регионах России?
Потенциал регионов огромный — я делаю выставки по всей России, объехал много городов от Сибири и Урала до Северного Кавказа… Замечательные музеи с удивительно богатыми коллекциями, новые программы. Думаю, здесь очень важна реклама, привлечение туристов, новые музейные стратегии. Сейчас популярны и востребованы образовательные и просветительские программы в музеях и выставочных центрах, специальные обучающие и познавательные программы для детей, активно внедряются новые мультимедийные технологии. Но важно популяризировать не только наше художественное наследие, но и творчество современных мастеров. У нас в России очень талантливая молодежь, я вижу замечательные проекты памятников, авторами которых являются выпускники академических вузов. Это греет душу, значит, академическая традиция живет и развивается в новые формы и обретает новые смыслы.
-В современных условиях востребованы специалисты прикладного искусства, дизайнеры, художники по интерьерам и т.д. Как вы считаете, насколько система художественного образования в России удовлетворяет потребность в таких специалистах? Есть ли необходимость в новых программах господдержки подготовки кадров?
Было время, когда в нашей советской действительности вообще не существовало понятие «дизайн», а была «техническая эстетика»… И, несмотря на это, немало замечательных художников создавало истинно «художественную среду». В течение многих лет я работал не только над оформлением экстерьеров, но и интерьеров, был главным художником МИДа СССР, оформлял посольства и представительства…. Вообще, я считаю, что настоящий художник, имеющий хорошее академическое образование вполне может развиваться в любом направлении, которое ему интересно. У нас очень хорошее, на мой взгляд, базовое художественное образование. Это не только академические художественные вузы, но и художественно-промышленные институты, там преподают многие наши академики, выдающиеся художники..Есть такие программы и в МАРХИ… Конечно, мир меняется, появляются новые технологии, новые материалы, здесь, безусловно, должно иметь место их дальнейшее развитие… Такие новые программы должны появляться в ведущих институтах страны, и в этих случаях, конечно, важна господдержка.
В одном из интервью Вы упомянули, что в художественные школы идут учиться в основном девушки. С чем Вы связываете такую тенденцию? Нужны ли какие-то новые меры популяризации занятия искусством среди подрастающего поколения? Каковы Ваши планы и проекты в этой области?
Действительно, в нашу профессию идет много девочек, на факультете скульптуры уже больше девочек! Это хорошо, конечно, и девочки талантливые, но мальчики где? Я подозреваю, что все пошли в бизнес, стали экономистами, юристами… Очень много от родителей зависит, некоторые, к сожалению, своей настойчивостью мешают детям определиться и настаивают на выборе другой профессии, не творческой… У меня отец был против, считал, что художник – это не профессия. Он сам был инженер. А потом не любил вспоминать эту тему, смущался. Я считаю, родители не должны навязывать выбор профессии. Конечно, искусством надо жить, дышать, это не просто профессия. Но есть профессиональные художественные навыки, которые позволяют получать замечательные результаты, обрести финансовую независимость, что для мужчин, выбирающих творческую профессию, безусловно, важно. А вообще, если чувствуете, что не можете не писать, рисовать, ваять, тогда надо идти и никого не слушать…
Принято считать, что искусство дотационно. Но практика других стран показывает, что интересные арт-проекты, культурные инициативы привлекают туристов и инвесторов. Как Вы считаете, что необходимо для того, чтобы преодолеть этот стереотип в нашей стране?
Конечно, искусству необходима поддержка. Это могут быть государственные программы, гранты, частное финансирование. В России сегодня много инициативных, талантливых людей, которые не ждут поддержки от государства, а сами открывают музеи, галереи, запускают культурно-познавательные проекты. Да и само искусство может быть коммерциализированно. Это и сувенирная продукция, и использование образов в рекламе, много чего… И, безусловно, интересные художественные проекты, памятники, скульптурные композиции, сами по себе со временем превращаются в туристический ресурс и приносят городам доход. Это мировая практика, так что здесь может быть много решений.
В европейских странах поддержке искусства большое внимание уделяет государство, в Америке – частные фонды и инвесторы. Как Вы считаете, каков путь России? Ставка на господдержку, на частных инвесторов или сочетание того и другого?
Да, за рубежом существуют разные форматы, но больше частного финансирования. Я думаю, в России должна сохраняться и господдержка, и, конечно, должны развиваться условия, которые бы стимулировали бизнес оказывать финансовую поддержку искусству. Здесь важен, конечно, и закон о благотворительности, который будет стимулировать бизнес сообщество. Должно быть не только интересно, но и выгодно вкладывать в искусство. Но я убежден, что государство не должно сдавать свои позиции в этом вопросе, музейные коллекции должны пополняться новыми произведениями, ведь так много талантливого и достойного ежедневно создается в России.
Беседовал Автандил Цуладзе