В Западной Македонии ощущаешь себя как у себя дома – где-нибудь в Крыму или Красной Поляне. Порой забывая, что находишься не в России, даже обращаешься к прохожим по-русски.
«У македонцев очень много общего с русскими, – буднично произнес владелец ресторанчика в городке Касторья, выставляя на стол деревенский сыр, пироги и вареное мясо. – Они заказывают всегда больше, чем могут съесть, подолгу говорят тосты и дают официантам хорошие чаевые».
Нас и впрямь многое объединяет. Христианские проповедники братья Кирилл и Мефодий, создатели старославянской азбуки и языка, родились недалеко отсюда – в Солуни, нынешних Салониках. Город был двуязычным: кроме греческого языка в них звучал славянский солунский диалект. Излишне говорить, что в здешних православных монастырях сегодня часто можно встретить паломников из России.
До недавнего времени в эту часть Греции, где горы, покрытые не знавших вырубок лесами, разрезают долины с чистыми реками и озерами, наши туристы почти не заглядывали. Чаще всего русские сюда приезжают ради покупки шубы или одежды из кожи – в здешних землях издревле жили искусные скорняки.
Западная Македония – единственная из 13 областей Греции, или, по-местному, периферий, не имеющая выхода к морю. Тем не менее в этом месте и без морских берегов есть все необходимое, чтобы стать туристической Меккой.
Главной достопримечательностью всех четырех префектур Западной Македонии – Гревены, Кастории, Козани и Флорины – является практически незатронутая цивилизацией природа. Это самый малонаселенный регион Греции, плотность населения в котором составляет менее 30 человек на квадратный километр. Люди живут в основном в сельской местности и занимаются выращиванием овощей и фруктов. Особенно вкусными считаются персики, виноград и яблоки.
В здешних ресторанчиках всегда найдешь отличное и дешевое вино, свежий домашний сыр, нежнейшее мясо, великолепнейшие по вкусу оливки и масло.
Здесь даже известные в мире музеи притулились в сельской тиши. К примеру, в палеонтологическом «заповеднике» деревни Милия мы обнаружили прекрасно сохранившиеся бивни древних слонов, длина которых составляет почти пять метров! Их возраст оценивается специалистами в 2,5–3 миллиона (!) лет. Бивни являются крупнейшими по размерам из всех, найденных на земле, и занесены в Книгу рекордов Гиннесса. Привычных музейных старушек, сидящих возле экспонатов, не было, и невозможно было преодолеть соблазн дотронуться до этих «живых» свидетелей неподдающегося представлению мира – доисторической эпохи, – в котором еще не существовало людей. Тем более находились они не за стеклом, а лежали на обыкновенных деревянных тумбах. На заурядных столах и настилах лежали и многие другие отнюдь не заурядные экспонаты – скелеты саблезубых тигров, кости древних носорогов, пожелтевшие останки предков современных лошадей, тапиров и других давно вымерших животных.
Рассказывала нам о пришельцах из глубокого прошлого – как будто сама пришелец из другого мира – пожилая, с седыми волосами, женщина. Американка Анна Эвинг Рассиос приехала в эти края чуть ли не со студенческой скамьи – изучать местные разломы земной коры. Благодаря этим разломам и удается обнаружить здесь уникальные находки доисторической фауны. И так ее затянули раскопки, что гражданка США решила связать с ними свою судьбу – осталась здесь на всю жизнь.
Деревня Милия расположена недалеко от вознесшегося к вершине горы Калиистратиу монастыря Преподобного Никанора, основанного в 1534 г. преподобным Никанором Фессалоникийским. Окруженный внушительными стенами, монастырь производит впечатление настоящей крепости. Монахи, показав нам уникальные фрески храма и дав подержать чугунный посох святого старца, затем отвели нас в винный погреб, бочкам которого исполнилось тоже несколько веков. И хотя рассохшееся дубовое дерево, давно не видевшее молодого винограда, не относится к монастырским святыням, к нему здесь тоже относятся как к реликвии.
Со стен монастыря текущая внизу река из-за высокой стремнины горы видится маленьким ручейком, и тебе кажется, что прошедшие полтысячи лет никак не отразились на внешности всего окружающего: не изменились ни скалистые уступы, ни одежда монахов, ни их подкупающая доброжелательность.
На прощание бородатые хозяева подарили нам баночки с вареньем, сваренным из… грибов. В местных лесах их произрастает около полутора тысяч видов! Грибы здесь не только сушат, солят и кладут в супы, но и делают из них самые затейливые консервированные салаты, всевозможных видов соусы, крупы, порошки и даже сладости.
Западных македонцев объединяет с русскими не только православная вера, привычки и характер, но и то, что до самого последнего времени, пока не грянул гром экономического кризиса, ни они, ни мы почти не задумывались о развитии своего туризма. Имея интереснейшую историю, самые необычные в мире природные и культурные клады и самородки, мы мало строили отелей, не развивали туристическую инфраструктуру, не рекламировали себя за рубежом.
Остается надеяться на то, что мы, как и они, медленно запрягаем туристических лошадей. Но быстро ездим.
Редакция журнала «Отдых в России» благодарит Управление туризма и культуры Западной Македонии, посольство Греции и лично Алкивиадиса Симеонидиса и Евгению Кабаки за организацию поездки.