Что мешает развитию в нашей стране горнолыжного туризма? Об этом и многом другом на открытии 23-го Международного лыжного салона в Москве в интервью «Отдыху в России» рассказала нашему корреспонденту Олегу Злобину директор департамента туризма и региональной политики Министерства культуры Ольга Ярилова.
– Ольга Сергеевна, какой сегодня тренд в развитии горнолыжных баз и курортов в России?
– Спрос на горнолыжный туризм растет, увеличивается туристический поток на наши курорты. Каждый год создаются новые объекты. Не только рядом с нашими маститыми курортами Краснодарского края и Северного Кавказа, но и в Подмосковье, и в Центральной части России, в Бурятии, на Алтае, на Дальнем Востоке. Горнолыжная индустрия активно развивается. По экспертным оценкам, в России сегодня около 4 миллионов туристов выбирают именно горнолыжный отдых и горнолыжный туризм. Поэтому стали весьма актуальными вопросы нормативно-правового регулирования деятельности горнолыжных курортов.
– В последнее время департамент туризма и региональной политики Министерства культуры много внимания уделяет гостиничному бизнесу. Мы писали о том, что внесен ряд поправок в законодательство, активно идет работа над законопроектом по обязательной классификации гостиниц. Очередь за отечественной «горнолыжкой»?
– Да. Хотя хвалиться подвижками с внедрением нормативов в этой сфере пока еще рано. В этом году мы с представителями турбизнеса, с курортами Северного Кавказа, с Росинжинирингом и Торгово-промышленной палатой очень активно работали над подготовкой стандарта, который так и называется: «Стандарт деятельности горнолыжных комплексов». Я бы сказала, что это первый фундаментальный документ, в котором определены основные направления деятельности горнолыжных курортов. Мы постарались сформулировать, включить в него все понятия и все термины, которые есть сегодня в этом виде туризма. Установили общие требования к деятельности горнолыжных комплексов, причем как к пассивным видам отдыха в них, так и к активным видам деятельности. Предусмотрели типовые пакеты базовых услуг в горнолыжных комплексах. Определили стандарты технические и организационные: оказание услуг включают требования по обеспечению безопасности. Наконец, определены правила поведения посетителей горнолыжных курортов – как на трассах и склонах, так и на подъемниках и прилегающих территориях.
– Вы говорите «мы». Работала большая команда экспертов?
– Безусловно, одни чиновники не могут создать рабочий документ. Мы работали в тесном контакте с профессионалами отрасли. Более того, провели экспертизу, опробовали данный стандарт на Архызе. Это базовый документ, на основании которого мы можем выстраивать всю нормативную базу в этом направлении. Так же, как и в гостиничном бизнесе, на любом горнолыжном курорте должны быть правила оказания услуг, обязательные для всех и подтвержденные на федеральном уровне. Кроме того, пора вводить классификацию горнолыжных трасс – она у нас носит сегодня добровольный характер. Из сотен трасс в России пока только 35 включены в реестр классифицированных объектов. А ведь это тоже связано с качеством оказания услуг.
– На каких курортах находятся эти трассы?
– Во-первых, благодаря сочинской Олимпиаде и требованиям международных комитетов классифицированы трассы курорта «Роза Хутор». И кроме того, несколько трасс в Московской области, «Бобровый лог» в Красноярске…
– Можно ожидать, что с появлением «Стандарта деятельности горнолыжных комплексов» придет цивилизация на этот рынок?
– Мы именно такое значение и закладывали в этот документ. Сегодня стандарт носит добровольный характер, но хотя он не обязателен к исполнению, ответственный бизнес, который занимается развитием горнолыжных курортов, безусловно, будет придерживаться этих правил. А с другой стороны, стандарт дает нам возможность дальше выстраивать всю нормативную базу.
– Ольга Сергеевна, вы сами занимаетесь спортом? Где любите отдыхать, если, конечно, выдается свободный денек?
– Мы так редко отдыхаем, это правда… Я не занимаюсь спортом активно, но тем не менее регулярно посещаю спортзал. Единственный раз стояла на горных лыжах, это был подарок моей дочери, и я получила массу эмоций. Думаю, что обязательно повторю этот эксперимент на Домбае или в Подмосковье.
– А какие уголки России вам нравятся, где любите отдыхать? Наверное, на даче?
– У меня нет дачи. Я очень часто выезжаю в командировки. Мне сложно ответить на вопрос о «любимом уголке», потому что я люблю каждый регион России – ведь занимаюсь я не только туризмом, но и региональной политикой. Конечно, это Дальний Восток. Я провела много времени в этом регионе – в Магадане, на Камчатке с ее уникальной природой и уникальными возможностями. Очень люблю Сибирь, Бурятию, Забайкальский край – всегда рада там побывать не только в командировке, а на отдыхе с семьей.
– Как сделать так, чтобы жители нашей огромной страны могли чаще путешествовать? Как помочь детям, которые живут в далеких уголках России, увидеть столицу и музеи Санкт-Петербурга? Многим из них проще съездить в Китай.
– Мы получили очень много писем от детей с Дальнего Востока, которые в прошлом году участвовали в Национальной программе детского туризма и мечтали посетить Москву и Санкт-Петербург. Действительно, они писали, что много раз с родителями были в Китае, во Вьетнаме и в Японии, но ни разу не видели Москву. Так что наша программа им помогла. Так же, как и московским детям, которые благодаря ей выезжали по маршруту Хабаровск – Приморье и тоже получили массу впечатлений.
Если вы помните, изначально это было поручением Владимира Путина, после чего проект «Национальная программа детского туризма» заработал и за четыре года его участниками стали более 25 тысяч школьников. По определенной квоте, которую устанавливает Министерство культуры, регионы формируют группы детей. Маршруты их поездок каждый год немного видоизменяются, но постоянными остаются Москва, Санкт-Петербург и Крым. Главное, что эта программа дает толчок к развитию всего туризма: ведь маршруты, которые мы с туроператорами прорабатываем для детей, потом уже на постоянной основе продаются как коммерческие и имеют повышенный спрос.