Уважение не измеряется рейтингом

На днях центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» опубликовал второе исследование, посвященное туристической привлекательности регионов России, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.

Учитывались около 10 критериев, среди которых — общее число мест в гостиницах; процент жителей, занятых в сфере туризма; объем средств, заработанных в этой сфере; популярность региона у россиян и иностранцев; количество достопримечательностей; криминогенная ситуация;  продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве.

Ровно год назад составители первого рейтинга поместили Дагестан на 74-е место. По их мнению, даже Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округи для туризма предпочтительнее, чем Дагестан и другие республики Северного Кавказа.

Автор этих строк как эксперт «Рейтинга» тогда высказал свое несогласие и напомнил, что к концу 1990 года республика имела 13 турбаз с общим количеством 9000 койко-мест, не считая гостиниц, 2 автобазы обслуживали  260 автобусов и 30 легковых автомобилей, в системе туризма работали 4500 человек, а на летний сезон дополнительно принимали более 1500 человек. Только за 1991 год объединение «Дагестантурист» оказало туристско-экскурсионные услуги на 3,5 млрд рублей, а это 32 процента от годового бюджета республики в то время. (Эти данные привел в беседе со мной Магомедсадык Умаров, человек, который стоял у истоков создания туриндустрии Дагестана). Этот потенциал в той или иной степени существует и поныне и даже возрос. Я обращал внимание на то, что федеральные СМИ, делая акцент на криминогенной ситуации и сознательно замалчивая все позитивное, тянут вниз привлекательность Дагестана.

Высказывая свое мнение, я надеялся, что при составлении второго рейтинга оно каким-то образом будет учтено. В новом исследовании Дагестан уже поднялся на 66-е место. Согласитесь, не очень большой рывок. И не то место, которое должна занимать наша республика.

При этом вряд ли можно упрекнуть составителей рейтинга в предвзятости. Ведь эксперты обратили внимание на то, что «расположенный вдоль побережья Каспийского моря Дагестан демонстрирует очень приличный доход от заработанных в отрасли средств: по этому показателю он является лидером группы и входит в первую двадцатку по стране». И действительно, у нас в последние годы, как грибы после дождя, растут гостиницы,  кафе и рестораны, заправочные станции и автосервисные центры, многие из них находятся в «тени». Вместо того чтобы рекламировать свои услуги и наращивать поток клиентов, их владельцы почему-то думают, что выгоднее экономить на налогах.

В нашей республике действительно есть что посмотреть. В этом списке не только Каспий с золотыми песками, Дербент с цитаделью, Кубачи с непревзойденными мастерами, Гуниб с «Орлиным гнездом», Сулакский каньон с изумрудными водохранилищами, бархан Сарыкум… К нам легко можно добраться воздушным, железнодорожным, автомобильным транспортом. Но разве и потенциальные туристы, и составители всяких рейтингов знают об этих наших возможностях?

И не только о наших. Как отмечают эксперты «Рейтинга», усилия, прилагаемые к развитию туризма на Кавказе, пока дают лишь небольшие плоды. Хотя на знаменитом Домбае хорошо развивается горнолыжный туризм и  Карачаево-Черкесия является лидером по количеству мест в гостиницах, она,  как и остальные северокавказские республики, попала в одну с нами группу. Возможно, одна из причин – строительство и развитие курортов на Северном Кавказе проходит почти в полной информационной тишине со стороны федеральных СМИ.

Да и мы сами мало что делаем для привлечения туристов. Как отмечает руководитель проекта «Туристская ассоциация регионов России» Светлана Ануфриенко, и в Федеральном центре, и в регионах реализуется четкая (и не всегда осознанная) установка не на результат, а на процесс.  К примеру, результатом работы считается проведенный форум, а не конкретное количество туристов, которые благодаря этому мероприятию будут потом приезжать в данный регион. И, по ее мнению, субъекты РФ продолжают много лет жить в замкнутом круге: нет туристов – нет денег – нет инфраструктуры – нет туристов.

Последние два года наша страна прожила в непростой политической и экономической ситуации. Но, как говорится, нет худа без добра. Прекращение авиасообщения с Египтом, запрет на продажу туров в Турцию, снижение курса рубля и другие факторы привели к тому, что наши соотечественники стали предпочитать внутренний туризм. За 2 года число компаний, работающих на въездной и внутренний туризм, увеличилось, по данным экспертов «Рейтинга», почти в 5 раз. Таким образом, бизнес перестроился на внутренний рынок.

Хорошо бы этой ситуацией воспользоваться в полной мере, перестать  смотреть на туриндустрию как на забаву. Кубань принято считать житницей России, но даже там от сельского хозяйства не получают столько прибыли, сколько получают от туризма. Вот вам и забава, вот вам и плата за впечатления.

Туризм – это не только бизнес и доходы, не только шикарные гостиницы, первоклассные рестораны и ровные дороги. Будет все это и у нас, если не сказать – уже есть. Туризм – это в первую очередь общение между жителями разных, зачастую отдаленных друг от друга российских регионов, терпимость, умение понять и принять того, кто приехал к тебе в гости. А гостей на Кавказе и раньше уважали, и сейчас уважают. И делают это не в погоне за высоким рейтингом.

Источник: dagpravda.ru



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest