Посещаемость Национального туристического портала, на создание которого Ростуризм потратил почти 300 млн рублей, составляет менее 500 человек в день
На прошлой неделе на коллегии Министерства культуры РФ, заседавшей в Галерее искусств Зураба Церетели, обсуждали созданный на бюджетные средства интернет-портал Russia.travel. Прямая трансляция заседания велась на сайте Министерства культуры.
Докладывал министру Владимиру Мединскому о том, как идет работа по наполнению Национального туристического портала, лично глава Ростуризма Олег Сафонов:
— Основой турпортала являются объекты туризма, всего добавлено 16 тысяч объектов, в этом году их количество должно увеличиться до 18 тысяч, — рассказал руководитель ведомства.
Наполнение сайта осуществляется, по словам Сафонова, при участии всех субъектов РФ. На сегодняшний день регионы-лидеры по предоставлению контента: Республика Крым, Краснодарский край, Пермский край, Алтайский край, Красноярский край. Эта работа держится на контроле, как утверждает Сафонов, ни много ни мало, в Администрации Президента РФ.
Глава Ростуризма рассказал также о планах организаторов портала: перевод 2 тысяч информационных материалов на иностранные языки, продвижение портала совместно с российским МИДом и китайскими партнерами – интернет-сервисами «Али-бей», «Вейбо» и «ВиЧат». На сайте должны появиться турмаршруты (их сейчас нет), авторские материалы, репортажи, интервью, очерки, сервисы по продаже турпутевок и страховок. Прошли переговоры, по словам Сафонова, с представителями поисковых систем Яндекса и Рамблера. Вот только результат их не был озвучен. Да и как Ростуризм планирует продвигать портал среди китайской аудитории, если даже на английский язык его не могут перевести, тоже не было сказано.
Коллегия Минкультуры РФ прошла в Галерее искусств Зураба Церетели
Слушая все эти радужные планы, Владимир Мединский не выдержал и спросил своего подчиненного:
— А какой план по посещаемости портала вы себе ставите?
— 20 тысяч уникальных посетителей в 2017 году, — после паузы ответил Олег Сафонов.
— Когда точно, скажите, пожалуйста, под протокол, — настаивал Владимир Мединский.
— К середине 2017 года, — пообещал глава Ростуризма.
Вопросы главному туристскому чиновнику начали задавать и другие члены коллегии.
— Какие у вас самые тяжелые вопросы в работе над Нацтурпорталом?
— Самый тяжелый для нас вопрос – это перевод текстов на иностранные языки. Задача непростая, перевод должен быть сделан качественно, на литературном языке, чтобы его понимали носители языка…
— Когда будет сделан перевод? — снова задал уточняющий вопрос Владимир Мединский.
— До декабря 2016 года переведем на английский язык, — заверил собравшихся Олег Сафонов (всего же планируется перевод портала на 7 иностранных языков). На Дальнем Востоке есть материалы на японском языке, мы у них возьмем.
— Мы это зафиксируем в протоколе, — сказал министр культуры. – И откройте статистику посещений на сайте, что вы там скрываете?
Как оказалось, на портале нет открытой статистики, в отличие, к примеру, от портала культурного наследия России — Культура.рф. По данным сервиса PR-CY, посещаемость Нацтурпортала пока всего… 432 посетителя в день. Если сравнивать его с тем же порталом Культура.рф, то на него заходит в настоящее время более 15 тыс. человек, а статистика фиксирует 40 тысяч просмотров.
Владимир Мединский на коллегии Минкультуры РФ
По чем Нацтурпортал для народа?
Между тем, многие бы хотели узнать, во сколько же обходится госбюджету создание и поддержка главного турпортала страны? Сколько уже освоено денег подрядчиками, и сколько еще будет потрачено на доработку портала?
Напомним, в ноябре 2013 года компания ЗАО «Ай-Теко» выиграла тендер и заключила госконтракт на разработку АИС «Туризм» на сумму 221 млн. руб. По этому контракту исполнитель должен был, как сказано в техзадании, «выполнить работы по созданию, обеспечению функционирования и развитию автоматизированной информационной системы комплексной поддержки развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018гг.)» (АИС «Туризм»)». Все работы должны были быть выполнены не позднее 25 декабря 2015 года.
АИС «Туризм» должна включать в себя несколько подсистем, в том числе Национальный турпортал. «С помощью Национального туристического портала у населения Российской Федерации и иностранных граждан появится возможность не только получить актуальную информацию о наиболее красивых и интересных территориях страны, но и распланировать маршрут, забронировать билеты и места проживания. Подсистема позволит открыть туристическую Россию широкому кругу потенциальных туристов и сделать туристическую отрасль более значимой для экономики страны. Для привлечения зарубежных туристов должно быть реализовано предоставление информации на иностранных языках, что обеспечит доступность данных, необходимых для выбора маршрута, и повысит узнаваемость достопримечательностей, расположенных на территории России», — также говорится в техническом задании к госконтракту.
Согласно данного госконтракта, до конца 2015 года должны были быть закончены все работы, в том числе «Обеспечение функционирования на русском и иностранных языках (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, японский и арабский) информационно сервисного мультимедийного централизованного Интернет-ресурса – Национального туристического портала». Между тем близится к завершению 2016 год, а материалы турпортала на иностранные языки все еще не переведены.
Национальный турпортал должен был стать «информационной витриной» АИС «Туризм», отображая всю информацию, собранную в ее подсистемах. Но сегодня любой зашедший на сайт Russia.travel увидит там лишь новости, присылаемые из регионов, и описание туробъектов, о которых говорил глава Ростуризма.
На это обратили внимание и аудиторы Счетной палаты РФ, проверявшие Федеральное агентство по туризму в этом году. В своем отчете, опубликованном на сайте ведомства 28 июня, они указали на нелогичность и непоследовательность действий руководства туристического ведомства.
Глава Ростуризма Олег Сафонов пожаловался на трудности перевода
В частности, «проверка показала, что при передаче Ростуризму в 2012 г. полномочий госзаказчика — координатора ФЦП «Развитие туризма», агентство отказалось принять разработанную Минспорттуризмом в период исполнения им полномочий госзаказчика указанной ФЦП автоматизированную информационную систему «Туризм», заключив в 2013 году новый контракт на создание аналогичной системы комплексной поддержки развития въездного и внутреннего туризма на сумму более 221 млн. рублей.
Однако, согласно результатам проверки, принятая и оплаченная Ростуризмом информационная система в полном объеме в настоящее время все еще не эксплуатируется. Более того, в 2014-2015 годах Ростуризмом за счет средств бюджета в нарушение условий государственного контракта были оплачены исполнительные листы Арбитражного суда в пользу разработчика системы, созданной Минспорттуризма, на сумму 145 млн. рублей», — говорится в отчете. То есть от интернет-наследия предыдущего руководства Ростуризма нынешние руководители агентства открестилось, и потраченные 145 млн, получается, вылетели в трубу.
Хорошо понимая, что работы по созданию нового турпортала до конца не выполнены, в этом году Ростуризм решил провести новый тендер, уже на доработку АИС «Туризм»! В мае все та же компания «Ай-Теко» выиграла и этот аукцион, и 16 июня с этой структурой заключили новый госконтракт, уже на сумму 51,1 млн. руб. — «на выполнение работ по развитию автоматизированной информационной системы «Туризм». Поскольку работы по созданию АИС «Туризм» должны были завершиться 25 декабря 2015 года, а на поверку стране презентовали пока только Нацтурпортал, то надо полагать, на его создание и идут все выделяемые средства. Других «подсистем» таинственной автоматизированной информационной системы, кроме интернет-сайта, нам пока не продемонстрировали.
Вы будете удивлены, но месяцем ранее эта же компания выиграла еще один аукцион и 4 мая заключила контракт с Ростуризмом на 15,3 млн. руб., которые должны быть потрачены на «актуализацию» проекта.
Именно за эти — дополнительные — деньги, надо полагать, и будут опубликованы 2 тысячи новых информационных материалов на портале (о чем говорил на коллегии Олег Сафонов), а также сделан перевод статей на английский язык.
Итого затраты на создание туристического сайта составили уже почти 300 млн рублей! При сегодняшней посещаемости портала менее 500 человек в день. Вот это эффективность потраченных денег!
Тем не менее, не смотря на то, что регионы делают свою работу по наполнению интернет-ресурса бесплатно, конца новым финансовым вливаниям Ростуризма в дальнейшую «доработку» и «актуализацию» своего интернет-детища пока не видно.
Источник: russiantourism.ru