Стрижка «под ноль», песни в стиле панк-рок под аккомпанемент собственной группы с характерным названием «Беспредел», веселые гулянки с друзьями, закончившиеся сломанным позвоночником, серия скандальных замужеств – все это в прошлом. Сегодня, после развода с последним супругом, знаменитым писателем и политиком Эдуардом Лимоновым, актриса Екатерина Волкова активно снимается, путешествует, занимается йогой. А в свободное время получает кайф от своего нового увлечения – выращивания урожая на даче в Переделкине.
Екатерина, вы родились в Томске, выросли в Тольятти, учились в Ярославле и Москве. И образования у вас на все случаи жизни – театральное, музыкальное. Случайность?
– Пожалуй, нет. Музыка всегда мне доставляла особое наслаждение. Не зря же я окончила школу искусств по классу фортепиано и музыкальное училище по специальности «дирижер хора». Да и песни писала с ранней юности. Вот с тех пор и пою, и играю, и дирижирую… В том числе – своей жизнью. (Смеется.)
– Одна из ваших первых театральных работ – главная роль в спектакле «Мастер и Маргарита» на сцене Театра Станиславского. Неплохой старт для начинающей актрисы.
– У меня тогда все время и силы забирала профессия. Сначала учеба в ГИТИСе у Марка Захарова, потом первые спектакли и фильмы… А ведь у меня в те годы уже родилась Лера, которая из-за моей занятости до семи лет вынуждена была жить в Тольятти с бабушкой, моей мамой. Это время я вспоминаю как длительный период экспериментов – и творческих, и в личной жизни.
– В списке ваших творческих работ того периода есть одна режиссерская. Расскажите, как вас занесло в режиссуру?
– Опять же – сказались авантюризм и пресловутая тяга к экспериментам. В конце 90-х судьба предоставила мне возможность поставить на Новой сцене МХТ пьесу «Мой голубой друг». Как я могла пройти мимо этого? Во-первых, пьеса очень необычная. Судите сами. Главные герои – лесбиянки, геи, обитатели тюрем и «пересылок». Они годами не видят свободы, но тем не менее и влюбляются, и страсти там бушуют нешуточные. Во-вторых, автор пьесы – Екатерина Ковалева – сама в тот момент отбывала 14-летний срок за убийство мужа в колонии строгого режима. Прочитав пьесу, я была потрясена. Потом трижды ездила к ней в Шаховскую колонию – мы работали с текстом, я специально изучала тюремный сленг. Закончилось это тем, что мы подружились.
– Сегодня вы много снимаетесь. На кого оставляете троих детей, когда у вас выездные съемки?
– Обычно в таких случаях меня мама здорово спасает. Раньше моей палочкой-выручалочкой была старшая дочь Лера, но сейчас она живет в Германии, учится в Марбургском университете, изучает социологию и педагогику.
– Почему же не пошла по вашим стопам, не стала делать актерскую карьеру?
– Трудно сказать. Дарование у нее есть, она очень коммуникабельная… Может, потому что в детстве мало читала? Я ей постоянно говорила: надо читать, особенно классику! Кстати, хотите, о нашем «начитанном поколении» одну смешную историю расскажу? От Тани Друбич. Ее дочь, Аня Соловьева, и моя Лера учились в одной школе с немецким уклоном. Так вот, Таня как-то решила помочь дочери написать сочинение на тему, кажется, «Героя нашего времени». Начитанная Друбич вложила в это сочинение все свои знания и талант. А учитель по литературе вернул Анечке этот «крик души» с «резолюцией»: «Сочинение написано на редкость убогим человеком».
– Смешно! Интересно, а вы прозу писателя Лимонова до встречи с будущим мужем Эдуардом Лимоновым читали?
– Да! Когда прочитала его роман «Укрощение тигра в Париже», мягко говоря, была потрясена, и уже на следующей неделе познакомилась с Лимоновым на выставке Вильяма Бруя. Там Лимонов покорил серьезностью намерений. И, главное, выслушал очень внимательно мой монолог о трудной женской судьбе.
– А вы ему вот так все про себя и выложили?
– Конечно! Я же не умею врать. Давно пришла к тому, что хочу иметь вокруг себя энергетически чистое пространство, а это включает и то, что ты не врешь даже в мелочах. Другое дело – у меня не получается ни с кем семью построить. Потому что я непростой человек. Я эмоциональная и при всей своей внутренней доброте и мягкости безумно целеустремленная. Если надо чего-то добиться, буду к этому стремиться «через не могу».
– Если не секрет, почему же вы расстались с отцом ваших двоих детей?
– Когда начался наш роман с Лимоновым, я была влюблена по уши, очарована его талантом, его личностью. Все было замечательно, романтично. Ночевки в конспиративных квартирах… Я выходила вместе с ним на «Марш несогласных». Это было и страшно, и ново, и интересно! Но когда появляются бытовые проблемы, связанные с детьми, приходится с небес спускаться на землю. И в конце концов я устала… Поняла, что сойду с ума, если мы не расстанемся. А детям нужна здоровая мама, потому что здорового папы не предвидится.
– А может, надо было выйти замуж за богатого бизнесмена, как многие из ваших коллег-актрис?
– У меня, конечно, возникают подобные мысли. Особенно сейчас, когда я могу рассчитывать только на себя и потихонечку пытаюсь стать независимой от актерства, которое как раз очень зависимое занятие. Ведь нет ничего хуже, чем сидеть и ждать ролей! Я даже частенько присматриваюсь к ним, бизнесменам… Но нет – не нахожу с ними никаких точек соприкосновения. Да и невыгодная я для них, мать троих детей, неудобная я. Мне вообще кажется: некоторые думают, что я сумасшедшая. Меня кто только сумасшедшей не называл! Даже врачи.
– За что же такой сомнительный диагноз?
– Это было, когда я позвоночник сломала. У меня был день рождения, 25 лет, сами понимаете – студенческое веселое время, надо отметить! После спектакля «Мастер и Маргарита» накрыли стол и ждем телевизионщиков: снимать рекламный ролик для наших гастролей. Выпили по капельке, потом еще чуть-чуть по чуть-чуть. Наконец они приехали. Решили снимать самый эффектный эпизод спектакля – полет Маргариты. А он был решен таким образом, что я с трехметрового пандуса без всякой страховки кидаюсь вниз и падаю на руки моих коллег-студентов. Опасный, но шикарный трюк! И вот, видимо, это «по чуть-чуть» у некоторых наших артистов было уже много раз… В общем, партнеры поймали только мою голову… В результате – перелом поперечного отростка пятого позвонка. Такой был диагноз. Врачи крутили пальцем у виска, говорили: «Вы ненормальная! Вам обязательно надо в стационар». И все равно я с этим диагнозом, в жестком корсете, продолжала прыгать, бегать, сыграла два спектакля. Мне просто некогда было лечиться и лежать в больнице.
– Насколько я знаю, вас спасла йога?
–Да, йога мне здорово помогла. Даже беременная туда ходила! А главное – теперь пришли в порядок мои мысли.
– Ваши поездки в Гоа тоже входят в личную оздоровительную программу? Или просто любите этот «звездный» курорт?
– И то и другое. Именно там я научилась по-настоящему ценить каждое мгновение жизни. Встречать рассветы, а вечером, на закате, выходить вместе со всеми на берег и провожать солнце. В Гоа это ежедневный ритуал. Но я езжу в Гоа еще из-за детей, там они себя замечательно чувствуют, купаются голыми в океане. Солнце, белый песок, натуральные папайя, манго… Как же здорово из московской безрадостной зимы или ранней весны, где я выхожу в парк с детьми, закутанными в триста одежек, максимум на час, окунуться в тропический рай, поймать ощущение какой-то невероятной, абсолютной свободы. Именно там для меня самая естественная жизнь – в согласии с природой!
– Может, в этом секрет вашей прекрасной физической формы и красоты?
– На самом деле никакого секрета нет. Нужно трудиться над собой! Как сказала Софи Лорен: «Если после 30 лет женщина некрасива, значит, она дура!» Мы сами должны себя делать. Надо просто перестать страдать, научиться быть счастливым в малом, радоваться тому, что есть.
– Какие самые сумасшедшие поступки вы совершали в жизни?
– Однажды вслед за Лерой научилась ездить на мотороллере – это основное средство передвижения в Гоа. Несколько лет назад без долгих раздумий полетела в Аргентину – биться в экстремальном шоу Первого канала «Жестокие игры». И не пожалела.
– «Подумаешь» – мама троих детей…
– Вот именно! В жизни обожаю путешествия, люблю ходить в походы, покорять горные вершины… Правда, с парашютом пока не рискнула прыгнуть, но, надеюсь, еще успею. А еще у меня недавно появилось новое «экстремальное» хобби – дача, огород.
– Да ладно!
– Сама бы несколько лет назад в это не поверила! Но сначала переехала из центра Москвы за город – в Переделкино, потом купила теплицу, посадила рассаду. А теперь у меня каждый год урожай – помидорчики, огурцы, перцы, кабачки, баклажаны! Рядом с домом посадила цветы и обожаю по утрам обходить свое царство, наблюдать, как распускаются бутоны. Кстати, мои дети помогают сажать, поливать, а это тоже важный воспитательный процесс.
– В экстремальных съемках участвовать приходилось?
– В картине Олега Фомина «Естественный отбор» я сыграла телезвезду, хобби которой – пилотирование. Пришлось научиться управлять самолетом. Конечно, взлет и посадку совершал пилот, но когда надо было снимать падение самолета, сидела за штурвалом и даже некоторые трюки делала сама. Признаюсь, было страшновато, но я люблю испытывать себя. А два года назад для съемок в фильме «Родина» Петра Буслова научилась гонять на тяжелом спортивном мотоцикле «Ямаха». Это было очень непросто! Одна полумистическая быль связана со съемками фильма «Вдох-выдох». Представьте: снимаем в октябре, когда до зарезу нужна «золотая» питерская осень. И погода во все дни именно такая – один в один. Но для полного счастья нам нужен всего один съемочный день, когда зима и валит снег. Понятно, что снегу взяться неоткуда. Поэтому заказали «снежные пушки». Наутро выходим на улицу – и вдруг видим нечто невероятное: на золотые листья обильно падают настоящие пушистые снежные хлопья… Как в сказке. Мистика!
– И последний вопрос. Цветы, грядки… А как же ваш внутренний рок-н-ролл, актерская страсть «сыграть леди Макбет – и умереть»?
– С годами приходит внутренний покой, понимание, что в жизни главное. А главное – это твоя семья, твой дом, где тебя ждут. Да, я счастлива как актриса, мне интересно сниматься, превращаться в непохожих на меня женщин. Но в данный момент я бываю по-настоящему счастлива, когда с лопатой в руках сажаю у себя на огороде розы. Что будет завтра – посмотрим! Думаю, мой внутренний рок-н-ролл еще себя покажет.