Хохлому смело можно ставить в один ряд с такими известными на весь мир российскими брендами, как балет, икра, балалайка… Тем удивительнее, что в городе Семенове – признанной столице этого народного промысла – единственная приличная гостиница называется… «Париж».
Впрочем, это лишь добавляет провинциального шарма городку, чей воздух и история пропитаны запахом липовой стружки и льняного масла. «Отдых в России» побывал в Семенове и нашел ответы на самые популярные у туристов вопросы.
Почему не в Хохломе?
Это, без сомнения, первый вопрос, который задают неискушенные туристы: почему производственным центром этого русского народного промысла стал город Семенов, а не село Хохлома, расположенное в 60 километрах?
Так вот: собственно Хохлома производственным центром хохломской росписи никогда не являлась, зато была местом бойкой торговли уже готовыми изделиями. Именно в это село, находившееся на перекрестье водных и сухопутных торговых путей, еще в XVII веке свозили товары мастера из окрестных деревень: Ласкова, Мурашкина, Больших и Малых Безделей, Семина, Новопокровского, а также небольшого «селишка Семеновского» – ныне города Семенова. Всего, по данным исследователей, росписью деревянной посуды и мебели промышляли жители не менее 80 поселений в округе. Везли они все это в Хохлому, на ярмарку, а там купит, бывало, мужик какой зажиточный расписную плошку и хвастается потом:
– Где, мол, купил? – В Хохломе, известное дело…
И купцы проезжие, что по Волге суда гоняли – в Городец, Макарьев, а иногда аж до самой Астрахани, да по Каспию в Туркестан, Персию, – так и говорили: «Хохлому везем!». И повелось – хохлома да хохлома, так и стали звать всю расписную утварь красоты небывалой, производимую местными мастерами.
А почему в Семенове?
А вот это уже другая история. Сами семеновцы любят рассказывать легенду про Семена-ложкаря – мастера, который славился своим умением вырезать деревянные ложки. И вот узнал как-то об этом царь и приказал Семену сделать ложки для своей армии. Первый заказ мастер выполнил: ложки получились на славу – легкие, удобные, губы не обжигают, понравились, в общем, солдатам. И пришел тогда от царя новый приказ: вырезать ложек в сто раз больше! Но тут уж мастер понял, что такие объемы ему не осилить, и сбежал от царских опричников в чащу лесную, а перед этим зачем-то избу свою поджег. Вот, говорят, от искры этого пламени и родилась роспись чудесная – золотая хохлома…
Бесславно, в общем, закончился для ремесленников Приволжья первый госзаказ, поэтому нам больше по душе современная, доказанная фактами версия.
Заключается она том, что ровно 100 лет назад, в 1916 году приехал в Семенов по приглашению губернского начальства Георгий Петрович Матвеев – художник, подвижник и главный на то время хранитель секретов хохломской росписи, начало которой положили еще раскольники-староверы в XIV веке. Матвеев открыл в городе ремесленно-художественную школу и артель, что фактически спасло хохлому от вымирания – ведь мода на стекло и фаянс начала вытеснять из домов деревянную посуду. А сегодня эта артель – теперь уже целая фабрика! – называется ЗАО «Хохломская роспись», и именно ее изделия стоят на сувенирных полках королей, президентов и премьер-министров доброй половины стран мира – как подарки от российских лидеров.
Так, пометка «Сделано в Семенове» стала признаком настоящей русской хохломы, и коллекционеры хорошо это знают.
И в чем секрет?
На «Хохломской росписи» мастера могут часами рассказывать туристам о премудростях удивительного промысла. И о том, почему липа лучше любого другого дерева, и о том, как серебро в огне становится золотом, и почему именно такие краски используются испокон веков, а не другие, и какой сокровенный смысл заключен в том или ином узоре… Рассказывать это на страницах журнала бессмысленно – нужно слушать, видеть, чувствовать, наконец. Для того и проводятся на фабрике специальные мастер-классы, для того и стоит приехать в Семенов!
Но вот Елена Краюшкина, генеральный директор «Хохломской росписи», считает, что главный секрет красоты этих полюбившихся всему миру узоров кроется в другом. А именно – в женском вкусе и женской интуиции, в тепле сердец и рук хохломских мастериц.
– До войны хохломская роспись была достаточно консервативной, – рассказывает Елена Валентиновна, – а потом мужики ушли на фронт, и их места на фабрике заняли женщины. Многие туристы у нас до сих пор удивляются, когда видят женщину у токарного станка, к примеру… А я думаю, это и стало новым толчком к развитию хохломы, позволило искусству росписи выжить в самые сложные времена. С приходом в промысел женщин хохлома заиграла новыми красками, ушел консерватизм, в узорах появились яркие эмоции и присущие женщинам тонкость и изящество. Фантазия наших художниц безгранична, причем безгранична в рамках традиции, и благодаря им промысел продолжает активно развиваться.
Неужели бизнес?
Представьте себе, да, и вполне процветающий!
Сегодня, спустя 100 лет с момента основания, «Хохломская роспись» – это не просто фабрика, производящая довольно «спросовую» продукцию, а целый кластер, как сейчас модно говорить, различных мероприятий и сервисов, поддерживающий интерес всего мира к искусству хохломы.
Прежде всего это туризм. Каждый год в июне Семенов становится центром проведения грандиозного фестиваля «Золотая хохлома» – этнографического, музыкального и ремесленного одновременно. В этом году, по скромным подсчетам, фестиваль посетило не менее 15 тысяч туристов. Получается, это мероприятие уже стало событием не губернского, а всероссийского масштаба. На несколько дней город превращается в огромную красочную ярмарку, с многочисленными мастер-классами, аттракционами, шоу, так или иначе связанными с тематикой хохломы. В Семенов охотно съезжаются звезды современной и не очень эстрады, недавно даже Иосиф Кобзон пожаловал.
Ну и, конечно, для принимающих туркомпаний, постоянно думающих, какую бы еще русскую экзотику показать иностранцам, «Золотая хохлома» – настоящий подарок! Недалеко от Москвы, в Нижнем, есть аэропорт, куда летают регулярные рейсы, транспортное сообщение с Семеновым достаточно удобное. Даже гостиница «Париж» имеется, как ни крути. Хотя, как правило, организованных туристов привозят из Нижнего на один день.
И вот еще. Знаете ли вы, что Семенов и Великий Устюг стали первыми (и пока единственными) городами России, куда ходят чартерные поезда? То есть из Москвы, Петербурга и других городов по запросам туроператоров формируются специальные составы для туристов. Пока, правда, не чаще раза в год, как раз к «Золотой хохломе». А вот из Нижнего Новгорода уже регулярно ходит специальная «Школьная электричка» – с ее помощью в Семенов на экскурсии привозят не только детей, но и взрослых туристов. Расписание вывешено на сайте «Хохломской росписи» goldenhohloma.com.
Где купить?
Ну, во-первых, есть фирменный магазин на территории самой фабрики «Хохломская роспись», куда приезжают экскурсии. Также богатая ассортиментом сувенирная лавка имеется в музейно-туристическом центре «Золотая хохлома» на улице Чкалова.
Но мы советуем не спешить с покупками в самом Семенове, а вернуться к этому вопросу по возвращении в Нижний Новгород (если позволяет время, конечно). Дело в том, что недавно там открылся огромный фирменный салон хохломской росписи под названием «Жар-Птица» – как известно, эта представительница сказочной фауны служит одним из главных хохломских узоров. Вот где вас ждет настоящее ощущение праздника, фейерверка хохломских красок! И даже если вы уже приобрели какое-то изделие в Семенове – уйти из «Жар-Птицы» с пустыми руками не получится, даже не пытайтесь. Адрес – Советская площадь, 5.
Ну вот теперь вы знаете о хохломе почти все, а главное – знаете, куда поехать, чтобы узнать еще больше и получить столь же мощный заряд позитива, какой получили мы, побывав в Семенове.
Хотя нет, есть еще информация для особо ленивых. Купить гарантированно настоящую хохлому можно, не вставая с дивана, в интернет-магазине хохломской росписи. Вот так-то. А говорите, старинный промысел…