Российский туристический рынок на пороге серьезных перемен. В ближайшие два года его ждет кардинальный передел. Владимир Шаров, президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма, владелец Группы компаний «Владинвесттур», считает, что только совместные системные усилия могут принести эффект, от которого выиграют все участники рынка – и предприниматели, и потребители, и государство.
Владимир Юрьевич, по мнению ряда экспертов, как только изменятся внешние условия, отечественные туристы вновь поедут в Египет и Турцию…
– Турецкая и египетская схема туроперейтинга действительно хорошо известна всем: когда продается пакет – авиабилет + трансфер + отель, а экскурсии и другие дополнительные услуги выбираются и покупаются туристом непосредственного на месте отдыха. В России пока проблема как раз в том, что ассортимент и емкость дополнительных услуг на местах очень малы и нет должного системного подхода в их развитии. И в этом внутренний туризм по России сильно проигрывает зарубежному.
Когда мы говорим об импортозамещении как об инструменте экономии семейного бюджета, то мы с вами должны понимать: в течение пяти лет не стоит ждать глобального, т.е. массового, внутреннего клиента. Он не готов покупать Россию в том объеме, в котором покупал заграницу. Он лучше вообще не поедет отдыхать, а выберет свою дачу, например.
Есть такое понятие – отложенный спрос. Что турист покупает? Ожидания. Он загодя бронирует тур, причем насколько загодя, на столько у него и более глубокие ожидания. За полгода он забронировал поездку и ждет ее шесть месяцев, предвкушает… И если ожидания не оправдываются, то к нему приходит досада, а в большинстве случаев разочарование!
– Именно эти проблемы и привели вас к необходимости создания Ассоциации внутреннего и въездного туризма (АВВТ)?
– Мне и моим единомышленникам показалось важным и своевременным создать новое отраслевое экспертное сообщество в форме некоммерческого партнерства по поддержке прежде всего отечественного турпродукта.
Работа ассоциации предельно прозрачна и понятна в целях и задачах. Под конкретную проблематику или проект мы создаем рабочую группу экспертов. Как только положительный результат достигнут, мы распускаем группу и идем дальше по другим проблемным темам отрасли. На сегодня у нас в ассоциации 18 профильных комиссий. Мы удовлетворены, что многие наши экспертные заключения по вопросам развития внутреннего и въездного туризма принимаются во внимание Федеральным агентством по туризму РФ и многими другими государственными органами исполнительной власти. Двери ассоциации всегда открыты тем, кто готов проявить профессиональную активность в отраслевой проблематике.
– Какой главный проект ассоциации?
– Этот проект называется «Открытое Отечество». В число его подпроектов входят двенадцать программ, которые призваны за счет привлечения внебюджетных средств развивать туристскую инфраструктуру в регионах РФ. На удивление эти проекты динамично развиваются на фоне дефицита государственных ассигнований.
Ярким примером того является Внебюджетная программа строительства и развития сети центров лингва-туризма (лингва-отелей) на территории РФ. 56 лингва-отелей к 2025 году! У данной программы довольно широкое партнерство. Это и специалисты в области лингва-образования, и гостиничные технологи, и проектировщики, и девелоперы, и строители, конечно же.
Дирекцией программы и ее партнерами запроектировано 3 типоразмера лингва-отелей уровня «3-4 звезды». А в содружестве с несколькими производственно-строительными компаниями разработаны эффективные и недорогостоящие технологии строительства. С нуля – за четыре месяца – можно возвести отель на 48, 96 и 124 номера. Это технология индустриального строительства отелей. Несмотря на то что 80% отелей в России строятся с нуля, больше половины из них, к сожалению, строятся в непрофессиональных форматах. На авось. И от этого потом испытывают недозагруз клиентами. Вот так: сначала построят отель, а потом думают, как бы его заполнить туристами…
– На каком этапе находится реализация этой программы?
– Началась реализация первого этапа программы в пилотном регионе – во Владимирской области, где будет построено четыре подобных отеля, а также один лингва-отель в Рязанской области и два лингва-отеля на территории Дмитровского района Московской области. Последний проект реализуется совместно с девелопером ЗАО «Дмитровские Альпы» и предусматривает формирование зоны туристско-рекреационного типа с размещением головного лингва-центра в формате лингва-парк-отеля категории «4 звезды» и апарт-отеля категории «3 звезды».
– Эти двенадцать внебюджетных программ получили одобрение, как это принято говорить, наверху?
– Одобрение кого? У нас же не государственные программы. Они все внебюджетные. Наши проекты нам не нужно ни с кем согласовывать. У нас один орган одобряет – Наблюдательный совет ассоциации. С ним мы согласовываем, он контролирует целевое использование средств программ и подпроектов. Под его авторитет привлекаются гранты и идут инвесторы.
В составе совета видные российские общественные деятели и крупнейшие предприниматели России. От Федерального агентства по туризму РФ (Ростуризм) в составе Наблюдательного совета – заместитель руководителя Алексей Алексеевич Конюшков.
– Другими словами, чтобы развивать внутренний и въездной туризм, не обязательно дожидаться тех или иных шагов навстречу от государства, от чиновников?
– Именно так. Мы шагаем по своему пути развития – через деятельность нашей ассоциации. И насколько успешным этот путь получится, станет понятным уже в самое ближайшее время.