Нужно переходить к конкретике – к системному подходу в развитии отрасли, сказал на недавнем заседании Экспертного совета по развитию туризма при фракции КПРФ в Государственной думе заместитель Председателя комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Юрий Афонин.
Речь надо вести о массовости, о чартерах, о поездах, о турпакетах, об информационном, научном и кадровом сопровождении отрасли, о формировании цен на турпродукты и привлечении частных инвестиций в турсферу. Эти вопросы легли в повестку первого в этом году заседания Экспертного совета, который провел Юрий Афонин.
Обсуждая ситуацию с «красным туризмом» заместитель руководителя Федерального Агентства по туризму Алексей Конюшков вынужден был признать, что «тема пока достаточно сырая». Не смотря на высокий уровень внимания к ней, остаются не проработанными множество системных вопросов. Прием китайских туристов – это самый большой рынок на многие годы. Сегодня каждый второй турист в мире – китайский. И если мы входим в этот рынок, то должны быть готовы к закону больших чисел. Иначе породим хаос, создадим проблемы.
В России, по словам экспертов, сегодня можно назвать лишь один состоявшийся, проверенный временем, маршрут: «Золотое Кольцо». Все остальные в стадии формирования, и, надо признать, еще не являются готовым продуктом для массовых продаж на внутреннем рынке, и тем более — на внешнем.
Профессор Виктор Кружалин, зав.кафедрой рекреационной географии и туризма геофака МГУ, зампред комиссии РГО по развитию туризма привел данные о ежегодном сокращении на 13 процентов количества вузов и выпускников по профильным специальностям. А ведь туристской сфере нужны специалисты. Например, сотни экскурсоводов со знанием китайского необходимо было готовить уже вчера.
Юрий Афонин предложил перевести эту тему в практическую плоскость, провести в ближайшее время с ведущими вузами и ведомствами круглый стол по проблемам образования в туризме.
С немалыми трудностями сталкиваются сегодня организаторы одного из любимых в России видов отдыха – речных круизов. Константин Анисимов, гендиректор «Московского Речного Пароходства» подчеркнул, что до 30 процентов стоимости речных туров – транспортная составляющая. Цена топлива во всем мире падает, а в России поставщики уже предупредили речников – к лету будет опять подорожание…
О ценовых сюрпризах на внутреннем рынке говорила и директор по туризму компании «ИнтерТур» Людмила Суровая.
— Если раньше мы занимались продажей зарубежных туров и шутили: «Мы Родину не продаем!», то теперь, наоборот,- рассказала эксперт, — мы гордимся, что «продаем Родину» — у нас появилось много предложений и спрос по внутренним маршрутам. Но мы сталкиваемся с тем, что, зачастую, наши цены неконкурентны. Заграница дешевле!
Разработчик Государственной системы классификации гостиниц и иных средств размещения Маргарита Немоляева и член Экспертного совета по законодательству в сфере туризма при Комитете ГД по экономической политике, иновационному развитию и предпринимательству Ольга Фроловская подняли тему работы курортных объектов.
Без создания в России закона о страховании частных инвестиций, по принципу действующего закона о страховании банковских вкладов, о привлечении в развитие наших туристских кластеров частных инвестиций можно забыть. Так считает вице-президент общественной организации «Инвестиционная Россия» Олег Лозовой. По данным авторитетных агентств у россиян «под подушкой», в банковских ячейках, в зарубежных, так называемых, накопительных фондах хранится 2-3 триллиона долларов. Сегодня россияне «проедают» эти средства, вместо того, чтобы реинвестировать их в свое будущее. Если выстроить систему страхования частных инвестиций, то деньги малых, средних инвесторов придут в экономику.
Эти и другие вопросы будут, безусловно, обсуждаться на Первом Национальном туристическом форуме «Отдых в России 2016». Задача Форума, который пройдет в конце февраля в подмосковных «Снегирях», рассказал руководитель оргкомитета Антон Семенов – создание коммуникативной площадки для обмена опытом и примерами лучших региональных практик. Постоянная медийная поддержка необходима всем, кто развивает внутренний туризм.