Город построен с большой исторической достоверностью по подсказкам археологов, которые раскапывают неподалеку Селитерное городище – настоящий Сарай-Бату. Дома из глины, резные ставни окон в арабском стиле, повозки кочевников, древний водопровод-чигирь, состоящий из колеса и глиняных кувшинов, которые по мере движения колеса наполнялись речной водой. А рядом – драные палатки дервишей и даже своеобразная общественная прачечная на главной площади. Стирая на виду у всех свое белье, не самые красивые жительницы средневекового Сарай-Бату повышали свои шансы выйти замуж: «Пусть воины увидят, что не красавица, зато какая работящая!»
Но поскольку декорации все же делались для съемок с определенного ракурса, в городе можно найти двери, пролезут в которые разве что гномы или трехлетние дети. Рядом с ними с удовольствием фотографируются туристы. За отдельную плату можно сделать селфи в доспехах золотоордынского воина и даже потренироваться в стрельбе из боевого лука. А доплатив еще немного, покататься на двугорбом верблюде.
Кое-где декорации начали осыпаться: нет-нет да и проглянет металлический или деревянный каркас. Чтобы сохранить целостность зданий, планируется покрывать здания Сарай-Бату специальным составом из полимеров или жидкого стекла – может быть, это спасет декорации от дальнейшего разрушения.
За городом стоят монгольские юрты и капища шаманов Золотой Орды. Побывав в юртах, можно увидеть, что несмотря на горы награбленного на Руси золота, жили нукеры хана довольно аскетично. Чего нельзя сказать о самом Батые.
Согласно свидетельствам иноземных послов при ханской ставке, основатель Золотой Орды и разоритель русских земель Батый был очень честолюбив. Выставленной напоказ роскошью он хотел поразить иноземцев. Кушал этот внук Чингисхана только с золотой посуды. А отороченную собольим мехом шапку Батыя венчал огромный, размером с куриное яйцо, изумруд, некогда служивший глазом божества в индийском храме. Бату-хан мечтал сделать основанный им город Сарай-Бату величайшей из столиц в мире, чтоб «от зависти подавились костями» и германский, и китайский императоры. Поэтому согнал в новорожденный город искусных мастеров и ремесленников со всех завоеванных земель. Чего только не было в столице Золотой Орды: сады, фонтаны, водопровод… В свое время по великолепию и численности населения Сарай-Бату был круче Парижа. Батый хотел, чтобы каждый путник, въезжающий в столицу, понял, что попал к самому великому и богатому владыке мира.
И когда умер его любимый белый арабский скакун, Батый повелел увековечить своего коня в золоте. К слову, этого белого скакуна, подражая знаменитому деду Чингисхану, Батый возил с собой во все военные походы, но сам на нем не ездил. Считалось, что на красавце скакуне, так не похожем на низкорослых монгольских лошадок, едет незримо сам бог войны Сульдэ.
Отливал коня колокольных дел мастер, захваченный в плен в Киеве. История не сохранила его имя. В летописях упоминается только, что на коня пошло 15 тонн золота – вся собранная за год с русских земель дань. Потом Батый решил, что две одинаковые конные статуи по бокам ворот будут смотреться лучше. Мастер изготовил второго золотого скакуна, точную копию первого. Золотых коней с рубиновыми глазами поставили у главных ворот Сарай-Бату, после чего русского мастера убили, чтобы не смог повторить свой шедевр.
После того как Батый умер и власть перешла к его брату Берке, тот перенес коней, символ богатства и могущества Золотой Орды, в свой город Сарай-Берке на берегу Ахтубы. Более сотни лет украшали золотые скакуны главные ворота двух сильнейших золотоордынских городов. Но когда правителем великой монгольской империи стал человек не ханского происхождения, военачальник Мамай, кони загадочным образом исчезли.
Учитывая непопулярность Мамая, историки сильно сомневаются, что соплеменники стали бы класть золотого коня к нему в могилу в знак воинских почестей. Но вполне возможно, что конь оказался в могиле другого хана Золотой Орды под стеной второй столицы государства – Сарай-Берке. Если, конечно, нуждавшийся в деньгах для похода на Русь Мамай попросту не переплавил коня на монеты… Согласно легенде, второго коня выкрал отряд казаков и, спасаясь от погони, утопил добычу. Известно, что по договору с Дмитрием Донским казаки остались боевым лагерем на Дону, приняв на себя охрану южных границ славянской Руси. Один казачий отряд, воспользовавшись удачным моментом, якобы прорвался прямо в столицу и сумел отломать тяжеленную статую. Золотоордынцы казаков нагнали и всех перебили, но вот золотого коня в обозе не нашли. Значит, сокровище утоплено в реке Ахтубе или в другом водоеме поблизости.
Золотых коней ищут до сих пор – и авантюристы-кладоискатели, и серьезные археологи.