Елена, у вас довольно редкая фамилия – явно в честь великого греческого философа. Откуда она взялась в казахской провинции, где вы родились?
– Для меня самой это тайна! Хотя, безусловно, о существовании первого исторического журналиста знаю. Более того, у меня есть его знаменитая «Киропедия» и масса книг о Софокле, а, как известно, Ксенофонт был любимым учеником Софокла.
– Как вы, оказывается, хорошо подготовлены к своей «родословной»…
– (Смеется.) Ну, уже вынуждена была. Тем не менее чистокровных греков в ближайшем родственном окружении нет. Есть поляки, белорусы, украинцы… Цыгане! Ну и много всего. Знаю, что мои родственники по материнской линии жили на Украине в период того страшного голода, когда дети ели своих родителей. Поэтому они вынуждены были пешочком, на перекладных отправиться на другие земли. Так и оказались в Казахстане. А мой дедушка по папиной линии – родом из Санкт-Петербурга, из дворянской семьи. Как говорила моя бабушка, «если в Санкт-Петербурге кто-нибудь на фамилию Ксенофонтова отзовется, все будут твоими родственниками». Потому что у моего деда после отъезда в Казахстан в Питере осталось восемнадцать двоюродных братьев.
– У каждого актера обязательно есть своя story, как он оказался на сцене…
– Вот представьте: провинциальная девочка, вообще ничего не знающая ни о театре, ни о кино, живет за тысячу километров от цивилизации, в маленьком казахском городке Хромтау, где всего две шахты. И вдруг у нее появляется огромное желание быть на сцене. А шансов-то, надо сразу сказать, никаких: моя мама так серьезно и последовательно вкладывала в меня мысль, что буду в худшем случае журналисткой, а в лучшем – каким-нибудь серьезным ученым, филологом или историком, что открыто и нагло мечтать об актерской профессии я не могла. Но природу не обманешь! Наступил момент, когда актерская сущность уже не могла помещаться в тайниках моей души. В школе я все время ставила какие-то спектакли, сценки, выигрывала конкурсы чтецов. Хорошо помню, как на одном из них так неистово прочитала стихотворение Александра Межирова «Коммунисты, вперед!», что учитель истории, коммунист, даже встал по стойке смирно. Вскоре поняла, что актерство стало смыслом моей жизни. И оставалось только набраться терпения и работать.
– Правда, что в совсем еще юную абитуриентку театрального вуза Леночку Ксенофонтову влюбился итальянский миллионер, предлагал руку и сердце? А вы отказались…
– О! Это грустная история, больше криминальная, чем любовная. Я поступала в театральный и практически поступила. Но заболела. И в этот момент мне сделали заманчивое предложение – поехать танцевать за границу. Гастроли в Югославии, в Италии… Денег заработать! А у меня были шикарные танцевальные номера. Я хорошо двигалась, была молода и… глупа, доверчива, наверное. Мне было-то всего 19! И я поехала. Наивная девочка, ничего не знающая об окружающем мире и его подводных камнях. Ну, это такая история, похожая на многие. Едешь танцевать «русские народные танцы», а у тебя отнимают загранпаспорт и заставляют танцевать стриптиз. Единственное, что меня тогда спасло и вытащило, – это мой характер и воспитание. Я была такая… стойкая комсомолка! Даже испугаться не успела – отказалась наотрез. Мне пытались угрожать: «Заведем тебя за угол, грохнем, и никто даже искать не будет!» Но я уперлась насмерть: «Что хотите делайте. Не буду, и все!» Самое удивительное, что отстали. Наверное, решили «не связываться с сумасшедшей»… Примерно в этот момент и выяснилось, что, оказывается, в меня влюбился некий очень влиятельный иностранец. Помню нашу встречу. Сижу и думаю: сейчас придет какой-нибудь дядька непонятный. И заходит просто фантастической внешности мачо…
– И?..
– Нет, романа не получилось. Не произвел он на меня такого впечатления, чтобы – ах! А сердцу не прикажешь. Хотя однажды даже нашла его фотографию и вновь поразилась: хорош! Просто Голливуд! Но вот я такая – развернулась и уехала домой.
– В народе говорят, что рыжим везет…
– А меня жизнь постоянно как бы проверяет «на слабо». Взлеты и падения всегда рядом. В один день может проходить головокружительная премьера, а через час я расстаюсь с любимым человеком.
– Что на пути к творческим победам было самым сложным? Правда, что было время, когда вы пытались разбогатеть с помощью лотерейных билетов?
– Боже, разбогатеть?! Мне просто хотелось есть! Я ведь не создана для спартанских условий, равно как не создана для «золотой клетки». А ситуации были разные – и падения бытовые тоже, вплоть до дна! Но сидеть сложа руки и прозябать я не в состоянии. Поэтому я очень много работала по ночам – писала какие-то рефераты, вышивала театральные костюмы блестками. Но денег все равно не хватало катастрофически. Потому что комнату я снимала в центре Москвы, стоила она дорого. Жить старалась полной жизнью. И да, с каждой зарплаты я приходила в сберкассу и покупала один лотерейный билет. Правда, так и не выиграла ни разу. А потом в какой-то момент вдруг поймала себя на мысли, что уже давно не хожу в сберкассу. И подумала: значит, жизнь идет в правильном направлении. Правда, к тому времени я уже была замужем, и мой муж нормально зарабатывал.
– После окончания вуза вы получили приглашения из шести театров. Но в кино вы долго не снимались…
– Когда я училась во ВГИКе, все говорили: «О! Вот эту девочку с первого курса начнут снимать!» И действительно, вскоре пошли предложения. Но все они были такого рода, что я должна была бросить все и поехать на месяц куда-то в экспедицию. Я же настолько была занята в репертуаре (бывало, играла по 26 спектаклей в месяц), что даже мысли не допускала, что пойду отпрашиваться. Сразу отказывалась. И, естественно, в какой-то момент перестали звать. Да и я сама серьезно решила: «Лена! Ты – театральная актриса. О кино – забудь!» И тут мне предложили сыграть в фильме «Тайга. Курс выживания». Сценарий был настолько хорош, что не смогла отказаться. С тех пор и начался мой «роман» с кино.
– В сериале «Сердцеедки» ваша героиня – прожженная аферистка. Параллельно вы снимались в фильме «Женщина, не склонная к авантюрам». А в жизни вы любите авантюры?
– Все, что касается моей личной жизни или семьи, то я, конечно, за стабильность. Я так боюсь любых неожиданных ситуаций! А вот что касается профессии, иду на любые авантюры. Могу полностью сменить имидж, перекраситься в кардинально противоположный цвет, наголо побриться… Причем легко! Бывали случаи, когда выходила на сцену с температурой 40. Однажды в первом акте получила серьезную рану, в антракте ее зашили, и я спектакль доиграла. Потому что, не побоюсь громких слов, для меня моя профессия – это святое.
– Теперь понятно, почему на восьмом месяце беременности вы снимались в боевых сценах.
– Не на восьмом, а на девятом, за две недели до родов снималась в проекте «Небо и земля». Это было в Минске, мороз – минус 23. Сцена перестрелки: в меня начинают стрелять, машина тормозит, и Володя Вдовиченков толкает меня на лед. А поскольку я никогда не ныла, многие периодически забывали, что я беременна на самом деле и что живот не подставной. Поэтому и Володя швырнул меня довольно ощутимо, потом, правда, вспомнил. Ох, ах! Но все обошлось. Наверное, это неправильно – надо было и себя, и ребенка поберечь. Но тогда у меня была абсолютная убежденность, что ничего плохого не произойдет, что мои ангелы меня берегут. И через две недели я родила замечательного сына.
– Кстати, почему, по-вашему, актрисы с хорошими внешними данными с удовольствием играют женщин «трудной судьбы», разных наркоманок?
– Просто клише, или, как говорят, «типаж», к тебе приклеивается очень быстро. Раз хорошо выглядишь, значит, ты – героиня. Соответственный и репертуар. А скучновато, знаете ли, и тесновато. Еще студенткой я поняла, что во мне много чего намешано. А раз так, надо, чтобы это увидели другие. Слава Богу, что мне повезло с театральным вузом и педагогами, которые мне позволяли играть все, что хочу. Поэтому я играла не только, скажем, Маргариту, но и Дульсинею Володинскую. Если была возможность прочитать «Монолог самогонщицы» Юза Алешковского, я это с удовольствием делала, смывая с себя всю косметику и вполне соответствуя образу даже внешне.
– Как вашу жизнь изменила популярность?
– Я до сих пор не могу к ней привыкнуть и чаще всего стесняюсь, нежели наслаждаюсь этим. Очень неуютно себя чувствую, зная, что ко мне могут подбежать, особенно когда с бурными эмоциями, истериками, что часто бывает, с трясущимися руками… Мне очень в такие минуты неловко. Притом что – не буду лукавить – это безумно приятно. Значит, все, что ты делаешь, не зря. А еще приятней, когда получаешь признание профессионалов, своих коллег.
– Из своих ролей в кино какие вы выделяете особо?
– Знаете, мне не стыдно за мои роли. Но стыдно за некоторые мои проекты в целом. Потому что я все равно несу ответственность за готовый продукт. Какие-то работы были мясорубкой для моего организма, душителями для моего сердца. Какие-то картины оказались просто подарком судьбы, особенно те, в которых случались встречи с хорошими партнерами. А если говорить о любимых ролях и фильмах, то, конечно, это «Женщина, не склонная к авантюрам». И еще – «Красная капелла», «Курсанты»…
– В выборе ролей вы часто ошибались?
– В ролях – нет. Я ошибалась в режиссере, в подходе киногруппы или организаторов к процессу. Это же всегда игра втемную. Бывает, бьюсь, бьюсь, а потом мне говорят: «Да что ты переживаешь! Снимем мы этот сериальчик…» Так вот, в «сериальчиках» я не снимаюсь. Мне неважно, сколько серий, какие амбиции у режиссера, я иду и играю, как будто это моя самая главная роль в жизни. Я не могу за 5 копеек играть на 5 копеек, за рубль – на рубль. Это смешно! Потому что я всегда помню, что зритель скажет: Ксенофонтова либо хороша, либо плоха. И никому неинтересно, сколько я за это получила, как себя в этот момент чувствовала, какие у меня были отношения с партнером.
– Можете выделить свою главную черту?
– Я очень честный человек. Даже слишком – иногда в ущерб и себе, и ситуации, и окружению. А все остальное?.. Знаете, я – женщина со всеми плюсами и минусами. Могу быть белой, пушистой, снисходительной и терпимой. Могу быть довольно агрессивной, требовательной. Могу, как многие, рыдать взахлеб над какими-то сериалами. В то же время не могу простить людям расхлябанности, непрофессионализма. А еще свято верю в семью. И при этом, мне кажется, умею дружить.
– Наш журнал называется «Отдых в России». Как вы отдыхаете?
– Я не очень умею отдыхать. Приезжаю на отдых – и начинаю скучать по работе. От болезней и усталости я лечусь работой, от тяжелой работы – новой тяжелой работой. Я по натуре – трудоголик. Стыдно сказать: объездила почти всю Россию со спектаклями и антрепризами, а многих красивейших городов и населенных пунктов так и не увидела – в поездках на это просто не хватало времени. Но очень надеюсь наверстать упущенное!
– Тогда – как вы проводите время вне репетиций и съемок?
– Для меня главное – проводить как можно больше времени с сыном Тимофеем и дочерью Софьей. Когда мы вместе, я абсолютно счастлива. А где мы – дома, на прогулке или путешествуем – не так важно. С Тимой мы довольно часто катаемся на роликах и велосипеде. Летом я стараюсь хотя бы несколько дней провести с ними на даче. Могу часами сидеть в гамаке с книжкой и читать сыну вслух. Или просто рассматривать кроны деревьев. Такие моменты тишины и покоя необходимы – от суеты обязательно надо уметь отключаться.
– При этом вы в изумительной физической форме. Как вам это удается?
– Сама удивляюсь. Спортом занимаюсь очень редко, а ем всегда то, что хочется. Объяснение одно: у меня такой напряженный график работы, что за день я трачу кучу энергии и лишние килограммы просто не задерживаются.
– Немного наивный вопрос: для вас счастье – это…
– Не хочу немыслимого богатства. Но и не хотела бы каждый день выживать. Такой этап в моей жизни уже был, он выстрадан и пройден. Поэтому сегодня для меня нет ничего важнее, чем мои дети и моя профессия. Хочется играть то, что интересно, и чтобы это кому-то было нужно.