А начиналось все с обычного увлечения атамана станицы Эртильской, заслуженного фермера России Владимира Ивановича Брежнева, который занялся развитием сельского туризма. Неугомонному фермеру, получившему удостоверение с № 1, не по душе была свалка на окраине города. Расчистил место, вывез мусор, стал строить деревню. То, что другие выбрасывали за ненужностью – предметы крестьянского быта, отслужившие свой срок, старинные сельскохозяйственные орудия труда, – бережно собиралось Владимиром Ивановичем в коллекцию.
Чуть смущаясь, рассказывает он, как все начиналось: «Музей возник благодаря моему другу и учителю – писателю Владимиру Казарезову. Познакомились мы с ним во время его работы над книгой, посвященной фермерству в России. А когда у него начался этап создания этномузея, Казарезов обратился ко мне с просьбой помочь со сбором экспонатов. И тогда я бросил клич населению: мол, меняю свою продукцию – крупы, масло и прочее – на всевозможные старинные предметы крестьянского быта».
Народ активно откликнулся: набралось аж две машины. Но Брежневу продолжали нести плуги, прялки, книги, лампы… Все это он складывал в небольшое помещение. Так начала формироваться коллекция. Уже совсем скоро, на всероссийском смотре-конкурсе, посвященном 20-летию фермерского движения, музей Брежнева завоевал первое место. А музей Казарезова – второе.
Сундук с секретом
Перво-наперво Владимир Иванович ведет знакомить туристов со своей коллекцией. Под звон корабельного колокола поднимаемся по скрипучим ступенькам на второй этаж и оказываемся в зале с диковинными для современного человека предметами.
– В моем роду было много ремесленников, – рассказывает Брежнев. – Первыми экспонатами музея стали семейные реликвии – глиняные горшки, сделанные отцом, и прялка матери.
Работа пряхи – для кропотливых и терпеливых: для изготовления 15 метров ткани требовалось 20 000 метров прядильной нити. Вот почему искусством прядения девочки овладевали с юных лет, дабы успеть изготовить себе приданое к свадьбе и свою семью обеспечить полотном. Прялка была ценным предметом в семье, жених дарил невесте новую прялку, а в знак помолвки на верхней лопасти отламывался кусочек, чтобы все видели, что девушка просватана.
Интересна история ткацкого станка, представленного в музее. И что важно – станок действующий! Изначально у Владимира Ивановича были только, как говорится, запчасти. Как-то раз из близлежащего села Ячейки приехала ткачиха Мария Киселева и, увидев фрагменты станка, предложила сохранившуюся станину. Съездили в Ячейку, всем миром собрали станок, а родственница Киселевых – тоже известная ткачиха Мария Федоровна – помогла запустить ткацкий станок в работу. Так что теперь гости видят ткацкий станок в действии с изготовленным на нем разноцветным полотном, да и челноки с нитками лежат тут же. Хотите попробовать свои силы в ткачестве? Пожалуйста!
В небольшом здании музея собраны инструменты для валяния валенок, столярного дела, оружие и охотничьи трофеи. Здесь же коллекция денежных знаков и монет и вещи повседневной жизни крестьянина – лапти и конная сбруя, самовары и утюги, счеты и граммофон. Особая гордость хозяина музея – «Молитвенник от всех болезней», из середины XVIII века дошедший до наших дней. Даже после пожара уцелел, только обложка чуть обгорела.
А вот и сундук с секретом. В таких сундуках хранили утварь и приданое, а заодно на нем сидели и спали. На внутренней крышке сундука был тайный календарь. Там записывали хозяйственные заметки – к примеру, когда корова гуляла, когда гусыня садилась на яйца. Но были и секретные надписи. Хозяйка в незаметном углу записала: «Была у Васьки 12 ноября, рожать в августе». И раз – под замочек. Владимир Иванович шутит по этому поводу: «Сейчас женщины в мужчинах путаются, а все потому, что сундуки исчезли из обихода».
Самогонная лицензия
Каждый дом близок Владимиру Ивановичу: «В память о своем отце я сделал гончарню. Отец мой всю жизнь делал горшки на этом круге. Они с матерью заготавливали дрова для обжига. Дрова должны были быть обязательно дубовые. Да и печь специальная. Внутрь закладывались изделия для обжига. Температура поддерживалась очень высокая, иначе посуда не служила долго».
А в этом доме жила ткачиха-самогонщица. Вот ее ткацкий станок, а вот – самогонный аппарат. Устроен он из двух чугунков, деревянного корыта, куда наливали холодную воду и клали снег. Все в соответствии с технологическим процессом. Разливали самогон по большим бутылям. А пили гранеными стаканами.
– Желающих я угощаю своим казацким самогоном на травах, – продолжает Владимир Иванович. – Но однажды вышел с алкоголем у меня казус. Кто-то написал куда следует, что Брежнев, мол, самогон гонит да еще и продает! Тут же нагрянули проверяющие с вопросом: «На каком основании делаешь ты, Владимир Иванович, такой напиток?» А я им в ответ: «А у меня есть лицензия!» Удивились проверяющие: быть такого не может! А я настаиваю, что есть лицензия, а выдана она… Александром II! И показываю им железную стопку.
Александр II в 1860 году решил ввести акцизные сборы с выпускаемых спиртных напитков. Если современные разрешительные документы оформляются на бумаге, то раньше выдавались емкости в сотую часть ведра. На ней выбивался год. Здесь видны цифры «1868», а рядом – императорская корона. Владелец такой стопки-лицензии имел право производить и реализовывать крепкий алкоголь.
Из прошлого в настоящее
Многие не знают, откуда пошло понятие «забить стрелку». Некоторые предполагают, что это название произошло от стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге. На этом месте назначали встречи, то есть забивали стрелку. Другие думают, что высказывание связано со стрелками часов, так обозначалось точное время. А вот вариант Владимира Брежнева очень неожиданный:
– На самом деле история уходит корнями к созданию старинных туалетов. Крестьяне ходили по нужде на «баз», то есть огород или гумно. А те, кто был побогаче, огораживали отхожее место плетнем. Там было сооружение, которое можно в прямом смысле назвать прототипом унитаза: деревянные коряжки, скрепленные в виде стульчака и образовывающие угол, то есть стрелку. Плетень был невысок, за ним было видно, занято или свободно. Но поскольку семьи были большими, то и место не пустовало. Пошел кто-нибудь до ветру, а ему вслед: «Я за тобой стрелку забил!»
…Разрастается историческая деревенька. Издалека виднеется казачья сторожевая вышка, рядом с которой уютно расположились хаты с соломенными крышами. В центре деревни зарыбленный пруд с упитанными утками. А для детей обустроена колоритная площадка со сторожкой на курьих ножках, Змеем Горынычем и огромной головой Черномора.
Всех гостей неизменно сопровождают два бессменных «экскурсовода» – индюк Петюня и ослик Гаврюша. Пожелавшие остаться в деревеньке на ночь будут соседствовать с болотными бобрами, живущими тут же, в запруде. На ночь можно попариться в баньке «по-черному», а на зорьке половить рыбу. Для романтических парочек приготовлен сеновал или «номер люкс» на верхотуре мельницы. Вот такая жизнь деревенская во всей красе!
Дорожная Карта
Как добраться
Музей под открытым небом расположен по адресу: Воронежская область, город Эртиль, улица Ф. Энгельса, 1. Расстояние до Москвы – 600 км, от Воронежа – 130 км.
Где поселиться
На территории этнодеревни есть гостиница на 28 мест и гостевые домики с удобствами. Стоимость посещения – от 150 рублей. Фото-, видеосъемка – бесплатно. В летнее время желающие могут поставить туристические палатки.